Где делают самые легкие автомобили в мире

Ищите ответ в мастерской Runge Cars

И если запахом дров в лесистой части Миннесоты, где расположено производство, никого не удивишь, то монотонный и четкий звук молотка, придающего металлу округлые формы, – явление для местности довольно уникальное. Так же, как и машины, созданные на заказ одним человеком – Кристофером Рунге.

С самого детства Криса завораживало все, где есть колеса. «Я вырос на ферме, где было множество оборудования, которое годилось на металлолом. Это и была моя лаборатория, – вспоминает он. – Я мастерил деревянные машинки, перестраивал велосипеды, чтобы устраивать гонки с друзьями. Когда мне было девять, во двор въехал белый Porsche 914. Никогда не видел ничего подобного! На мое счастье, владелец оставил машину зимовать у нас. С тех пор я поселился в гараже и всю зиму играл в водителя гоночной машины».

Через три года юный Рунге ступил на тропу добропорядочного американца, с которого нужно брать пример, – он начал работать помощником доктора Лоуэлла Гесса, оптометриста, жившего по соседству. Гесс вырос на соседней ферме, ходил в местную церковь, в 1950-х основал глазную больницу Kissy Eye Hospital в Сьерра-Леоне, а впоследствии постоянно ездил в Сьерра-Леоне в качестве миссионера и даже в 93 года руководил лечением больных во время вспышки Эболы. «Я начинал у него садовником, – рассказывает Крис, с которым мы беседуем через FaceTime. – Он попросил меня помочь ухаживать за елями на участке. Но уже через две недели заметил мою любовь к механике и предложил помогать готовить медицинские инструменты к отправке в Сьерра-Леоне. С 12 до 20 лет я рисовал и писал инструкции, как собирать и разбирать медицинские инструменты при транспортировке, готовил их к отправке».

Но к 20 годам молодой человек все-таки сменил амплуа. На этот раз он превратился в «американца предприимчивого»: начал покупать подержанные автомобили Porsche, чинил, реновировал и продавал. «Моя страсть к винтажным автомобилям начала приобретать осязаемые формы», – вспоминает Рунге.

А в 2011-м и вовсе случилась история из серии «гора пришла к Магомету»: Кристофер наткнулся на Porsche 1967 года. Во время торга вдова, выставившая автомобиль на продажу, поведала, что муж строил алюминиевые автомобили на заказ и у нее остался целый гараж инструментов. В итоге домой Крис приехал с Porsche 912 и тремя грузовиками с молотками, плоскогубцами, системами резки, плазменными резаками и прочим «хардкором» из американских фильмов ужасов. Загрузив все это в тот самый гараж, где когда-то воображал себя гонщиком, молодой человек заперся в нем и начал строить собственный первый автомобиль – FF001.

«Я долго бился над дизайном, – говорит Рунге. – Изучал немецкие гоночные автомобили периода после Второй мировой. Для их строительства немцы часто использовали части от ржавеющих военных самолетов. Мне нравилось, что они берут что-то ненужное и создают что-то красивое. Часто такие авто не красили, оставляли алюминий без обработки, ведь их цель – построить максимально легкую конструкцию для гонок. И, на мой взгляд, все бывшие летчики, которые этим занимались, достигли выдающихся результатов. Каждый такой автомобиль был уникален, но в целом их называли Eigenbau, или «домашней постройки».

Крис так увлекся историей Eigenbau, что собрал все антикварные книги в округе, имеющие хоть какое-то отношение к этой теме. «Они напоминали мне мои собственные объяснения по сборке офтальмологических инструментов, – поясняет он и добавляет: – Правда, уже через два месяца такого заточения я задал себе вопрос: а какой автомобиль ты бы построил для себя в 1951-м? И начал искать ответ».

«Мне понравилось, что немецкие конструкторы взяли что-то ненужное и создали что-то красивое»

Когда дизайн наконец был готов, потребовалось создать деревянную болванку, как для производства шляпы. Сказано – сделано. «Основой дизайна стали гоночные машины послевоенной Германии, на механическую часть пошли детали от Porsche и VW. А вот болванку я переделывал раз двадцать! Когда же наконец вырезал, встал второй большой вопрос: как придавать форму металлу?»

По словам самого изобретателя, ему было очень страшно: «Я заказал алюминиевые листы у местного поставщика, но не очень понимал, с какой стороны к ним подойти. Поэтому решил подождать и начать с сидений. Думал, если справлюсь с сиденьем, получится и остальное».

И вот, после 2000 часов работы в гараже, на свет наконец-то появилась первая машина с лого Runge Cars. «Я строил исключительно для себя, – признается Крис, – но соседи быстро начали передавать новости по сарафанному радио, и через несколько месяцев у меня уже было несколько заказов».

Со временем Крис Рунге научился делать не только болванки для алюминиевой конструкции, но и шасси, подогнанные под нужды и параметры клиента. «Я сравниваю это с костюмом на заказ, когда каждая деталь создается и шьется под клиента. Только у меня это больше похоже на создание эксклюзивной кольчуги для средневекового рыцаря, – шутит он. – В мире, где все помешаны на трендах, я занимаюсь тем, чем занимались в прошлом: поддерживаю и развиваю традиции – и считаю, что будущее за ремесленниками и вещами, в которые вложены мысль и труд, а не за корпорациями».

Однако один корпоративный тренд Крис все же перенял – стремление к открытости. В поддержку этой философии он намерен построить в своем гараже лаундж для клиентов, где те могут расслабиться перед посещением «рабочей» части гаража. Рабочая же часть гаража открыта, чтобы можно было наблюдать за процессом создания автомобиля по принципу телепередачи «Как это сделано». Помимо этого Крис строит небольшой музей, а также гоночный трек и отель, где можно изучать гоночные машины 1950-х, плюс предлагает клиентам создавать автомобиль «под себя» не только в режиме онлайн, но и при личной встрече.

Причем в отличие от компаний, где производство относительно массовое (до 1000 автомобилей в год) и клиент может выбирать в основном эстетические опции, Крис предлагает на выбор тип двигателя, манометры, переключатели и колеса. «Обычно я использую оригинальные двигатели Porsche, однако тормоза и ведущий мост в блоке с коробкой передач выбираю современные, под клиента».

В новейшем гоночном автомобиле от Runge Cars R2 Крис использует 3,6-литровый шестицилиндровый двигатель Porsche 290HP Flat Six Cylinder, современные системы безопасности, регулируемые подвески, тормозную систему Brembo Brakes с вентилируемыми дисками и монококовый кузов. Вес машины – менее 816 кг. Что означает впечатляющий разгон и быстроту торможения: в 2015 году немецкий журнал Auto Motor und Sport решил изучить, какое расстояние потребуется лучшим автомобилям в мире до полной остановки со скорости 100 км/ч. Итог – рейтинг из 50 автомобилей, в котором первые места заняли авто, оборудованные системой Brembo.

«Но я также изучаю экологически продвинутые двигатели от Tesla и General Motors, потому что вырос на ферме и понимаю важность сохранения природных ресурсов, – признается Рунге. – Мое хозяйство расположено недалеко от озера, поэтому помимо культурно-автомобильной программы здесь можно насладиться красотой местных лесов и впитать дух старой доброй Америки. Ну и, конечно, придумать и заказать собственный исторический гоночный автомобиль».

Читайте также