Драгоценный репертуар ювелирно-часового Дома Van Cleef & Arpels

Николя Бос, глава Van Cleef & Arpels, об эволюции украшений, образовании и искусстве

Вот уже шесть лет Николя Бос совмещает должность креативного директора Van Cleef & Arpels с позицией его же исполнительного директора, или президента Дома. За это время французский Дом добавил к своей деятельности еще и образовательный аспект.

Последняя высокоювелирная коллекция Дома Quatre Contes de Grimm посвящена сказкам братьев Гримм. Можно ли сказать, что именно сказка дает дизайнерам большую свободу самовыражения на ювелирном языке?

Николя Бос Да, именно так. В каждой новой коллекции мы стараемся найти отправную точку творческого процесса. Она может возникнуть из разной категории украшений, но всегда резонирует с принадлежностью к искусству. И поэтому вы видите в наших драгоценностях отражение театра, поэзии, танца – всех видов изящных искусств, что для нас интересны. И в том числе поэтому мы любим обращаться к сказкам, будь то братья Гримм или Шарль Перро. Ведь в них есть тайный смысл, загадки, представление природы особым образом – все то, что пробуждает фантазию и служит той самой отправной точкой.

Как литературная форма сказка, с одной стороны, визуальна, а с другой – дает возможность собственной интерпретации. Скажем, когда сказка описывает три перышка или золотую птицу, у нас может быть бесконечное количество их версий на ювелирном языке. И возможность наградить их нашими эстетическими кодами, придать им стиль Van Cleef & Arpels.

Ставите ли вы перед собой задачу делать эволюционный шаг вперед в каждой новой коллекции – и в способе подачи самого украшения, и в его техническом исполнении?

Н.Б. И да и нет. Нами всегда движет желание исполнить нечто наилучшим способом, но в конкретном контексте. Мы выбираем интерпретацию истории и выкладываемся по полной в каждом предмете, используя все существующие техники и лучшие камни. Конечно, мы стараемся включать в этот процесс все наши достижения, но не в ущерб эстетике и идее. Технический прогресс не является для нас обязательным пунктом, этакой навязчивой идеей. Все-таки многое зависит от художественного замысла – лишь отталкиваясь от него, думаем, каким наилучшим способом его реализовать.

В некоторых коллекциях мы вновь открываем техники прошлого или ускоряем процесс развития уже существующих. Скажем, в коллекции Le Secret в каждом украшении содержался особый механизм, с помощью которого менялся некий элемент или открывалось послание. В этом случае мастерская вернулась к нашей давней традиции трансформеров, но мы адаптировали их на современном уровне. Кстати, элементы этих технических усовершенствований можно видеть и в коллекции Quatre Contes de Grimm. В ней есть некоторые секреты, послания, работа над адаптацией системы, которая способна трансформировать колье в браслет. То, что мы внедрили в одной коллекции, может перейти в следующую, если это обоснованно.

В коллекции Quatre Contes de Grimm имеются образцы нового вида Mystery Setting Vitrail с элементами витражной эмали – она используется не впервые, но явно совершенствуется.

Н.Б. Первым предметом три года была брошь в технике Mystery Setting Vitrail, и теперь это уже четвертое украшение с ее применением. Разница с «невидимой закрепкой» в том, что в отличие от драгоценных камней элементы из витражной эмали совершенно прозрачны. При той же идее – минимум металла между камнями – здесь его нет и на обратной стороне украшения. Но эта техника довольно сложна, и не всегда можно ее применить, она «работает» только с драгоценными камнями определенных цветов, у которых есть потенциал эффекта деграде. Так что она идеально подходит для брошей перьев с переходом цвета или крылышек бабочки либо стрекозы, в которых можно играть с эффектом прозрачности.

Обращение к сказке о 12 танцующих принцессах позволило вам создать 12 брошей танцовщиц – максимум в одной коллекции, не правда ли?

Н.Б. У нас не было цели поставить рекорд! Но, правда, наверное, до этого момента максимальное количество фигурок танцовщиц существовало в коллекции Bals de Legends в 2011 году. А здесь у нас был один-единственный вариант – создать сразу все характеры и показать разнообразие дизайна.

В коллекции Grimm вновь появилась редкая брошь – принц. Выходит, на «мужчин» есть спрос?

Н.Б. Именно так. Представив первую мужскую фигурку в нашей современной истории в коллекции Peau d’Ane пять лет назад, мы обнаружили, что есть коллекционеры, обладающие невероятной смелостью приобретать и носить подобные предметы. Насколько мы всегда были уверены в балеринах и знали, что они непременно будут проданы, настолько же мужские фигурки были определенным риском – и вот он вдруг оправдался. Кстати, многие броши у нас приобретают семейные пары: сегодня принца или волшебный замок можно видеть на платье жены, а завтра их может надеть на лацкан вечернего пиджака муж. В этом есть элемент игры, и он должен быть таковым, ведь мы создаем украшения для удовольствия! В последнее время мы наблюдаем любопытство и открытость ко всему новому и экстравагантному в нашем ювелирном искусстве и со стороны мужчин и потому с удовольствием расширяем свой репертуар.

Два года назад мы обсуждали с вами абстрактную коллекцию Emeraude en Majeste, украшения в которой были созданы вокруг изумрудов, и тогда вы сказали, что и дальше думаете в направлении построения коллекции вокруг одного доминирующего драгоценного камня. И тут грядет коллекция Treasure of Rubies c рубинами...

Н.Б. Все верно, правда, коллекция еще не предъявлена миру, и забегать вперед я особо не буду. Скажу лишь, что, как и в случае с «Изумрудами», мы несколько лет тщательно собирали первостатейные образцы рубинов и долго думали над вариациями абстрактного дизайна, а это весьма непростое творческое упражнение. И поскольку Van Cleef & Arpels славится своей фирменной Mystery Setting именно с рубинами, разумеется, будет немало образцов с элементами «невидимой закрепки».

В последние годы в вашей L’Ecole в Париже стали регулярно проходить ювелирные выставки, порой не связанные напрямую с историей Дома. Как возникло это направление деятельности школы?

Н.Б. Цель L’Ecole – популяризировать ювелирное искусство именно как вид изобразительного искусства, а не конкретно мастерство Дома. Bсе в Школе – мастер-классы, лекции, выставки – направлено на то, чтобы предложить широкой аудитории открыть для себя ювелирный мир. Мы начали выставлять частные коллекции, и подчас это не имеет ничего общего с Van Cleef & Arpels, но зато демонстрирует наш взгляд на то, каким разным может быть ювелирное искусство при единых традициях ремесла. Так, мы показали в L’Ecole выставку драгоценных минодьеров и несессеров, принадлежавших Ага-хану: в его коллекции немало выдающихся предметов от Cartier, Boucheron и Van Cleef & Arpels периода ар-деко – нам хотелось показать, каким невероятным может быть мастерство на столь миниатюрном объекте. Следом у нас была выставка частной коллекции мужских колец от античности до современности – более 1000 образцов, принадлежащих известному антиквару Иву Гасту.

Таким образом, мы сами смотрим на ювелирное искусство XX века, даем возможность публике изучить украшения как форму искусства и видим к этому огромный интерес. Что еще раз подтверждает: интуиция нас не подвела и мы очень вовремя организовали Школу как культурную институцию.

Читайте также