Клер Баслер: в гостях у хозяйки расписного замка

Однажды художнице стало мало холстов. И в дело пошли стены старинного шато!

Нарисованные почти в натуральную величину цветы и деревья, главные источники вдохновения художницы, живут в интерьерах. Клер Баслер смело перенесла живописную сказку в реальность и стерла границу между домом и выставочным пространством. Несколько раз в год двери замка открыты для посещения, а отдельные творения художницы представлены в московской K35 Art Gallery.

«Выбор творческой профессии был для меня очевиден», – вспоминает Клер. Отец-архитектор привил вкус и чуткое восприятие красоты. Однако девушка довольно рано поняла, что в искусстве у нее особый путь. Поступив в 1978 году в Парижскую академию художеств, Клер осталась там всего лишь на год. «Концептуальное искусство было не для меня, я не вписалась в рамки тогдашней тенденции и не хотела изменять себя», – рассказывает Клер Баслер. Она проводила свободное время в музеях, наслаждаясь работами мастеров прошлого: Паоло Уччелло, Симона Вуэ, Рембрандта, Энгра, Дега, – и тому была причина: «творения классиков мне никогда не казались застывшими, в них заключена большая энергия и свобода».

Отстаивая право на собственное мнение, девушка окунулась в непростую жизнь свободного художника. Ее молодость стала преградой к признанию в профессиональной среде, где считалось обязательным иметь собственного агента и выставляться в галереях.

Однако вдохновленная творческой свободой, Клер не стала обращать на это внимание. Она прибегла к методу «открытых дверей», на который в те времена отваживались разве что американские художники. «Я сделала квартиру собственной галереей, приглашала друзей и незнакомцев. По тем временам это было неслыханно, многие говорили, что я себя дискредитирую. Тогда даже выставить картину в кафе было невозможно», – объясняет Клер.

Клер достался замок с богатой архитектурной историей. На территории владения постройки велись начиная с XIII века, но к моменту покупки имение стояло бесхозным около 40 лет

Первый раз она «открыла свои двери» в 1984 году и практикует это по сей день. Благодаря смелому выбору творческого пути ее талант быстро нашел поклонников, известность и признание не заставили себя ждать.

Вместе с успехом пришла жизненная стабильность и возможность наслаждаться собственным садом. «Когда я была девочкой, у меня был сад, в юности у меня его не было, но позже у меня опять появился сад, что естественно помогло мне в творчестве. 1986 год ознаменовался для меня большими творческими поисками. Именно тогда я начала переходить к теме цветов, сначала фантазийных, потом реальных», – вспоминает Баслер.

Другой важный период новых творческих открытий для художницы ознаменовала встреча с нынешним компаньоном – Пьером и приобретение собственного замка, который пара нашла благодаря интернету. «Пьер – удивительный человек, мастер на все руки, не боящийся браться за новые проекты. Еще в юности он сконструировал корабль в 13 м длиной, а затем и собственный дом. Это Пьер подтолкнул меня к истории с покупкой старинного замка, сама я бы не решилась», – с теп­лотой и признательностью в голосе рассказывает Клер.

Пьеру необходимо было приложение своих строительных и реставрационных способностей, а Клер нуждалась в просторе для творчества и каждодневном общении с природой. Приобретение Шато де Бовуар (Chateau De Beauvoir) в тихой Оверне стало приключением на двоих.

«Мы искали недорогой замок во французской глубинке, где есть нетронутая природа и обязательно старинные деревья, ведь дерево невозможно вырастить за пару лет. Шато де Бовуар понравился нам суровой мощью своего фасада, парком, огромным неиспользованным потенциалом и возможностью пережить вдвоем массу захватывающих моментов», – вспоминает художница.

Надо сказать, что Клер достался замок с богатой архитектурной историей. На территории владения постройки велись начиная с XIII века, последние изменения были сделаны в начале XX столетия, но к моменту покупки имение стояло бесхозным около 40 лет, «не было ни электричества, ни воды».

Обживать замок Клер решила по-своему, прежде всего она собрала букет полевых цветов и поставила его в вазу. На первых порах справляться с серьезными бытовыми трудностями, «разрухой и холодом» паре помогала лишь любовь к природе. Именно окружающие замок деревья и цветы подсказали мотивы росписей стен. Так в интерьерах появился волшебный, наполненный романтикой, живописный лес с цветами и травами.

Художественная работа растянулась на годы и до сих пор нарочно не завершена. «Есть целый этаж, который еще не расписан. К некоторым мотивам я специально возвращаюсь и переделываю их, чтобы неустанно вносить изменения и новую жизнь», – поясняет Клер Баслер. Поражает, как органично художница смогла обставить свои комнаты и залы, погрузив предметы интерьера в «параллельную живописную реальность». «Наверно, я могла бы быть декоратором, – с улыбкой говорит Клер, – я физически чувствую место, понимаю свет, знаю, как буду здесь жить, какая нужна мебель».

С тех пор как Баслер начала рисовать на стенах, она засыпана предложениями от частных клиентов и дизайнеров на росписи и художест­венные настенные панно. Творчеством Клер занимается в своих двух ателье, обустроенных в замке. В свободное время она любит готовить, гулять в саду, слушать игру на пианино, признается, что имеет «тонны увлечений».

Оторвать художницу от работы и домашнего очага способны только неординарные события. Например, в прошлом году она присутствовала на своей выставке «Природа жизни» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. К России у Баслер вообще особое отношение, ведь это страна ее любимых берез, а еще ее картины выставлены в московской K35 Art Gallery, с которой художница довольно плодотворно сотрудничает.

Популярность растет, и Клер Баслер отдает себе отчет, что уже не может, как раньше, открывать свои двери для всех желающих, но расставаться с традицией она не собирается. Несколько раз в год по выходным двери Шато де Бовуар распахиваются для друзей и давнишних клиентов, что коллекционируют картины Клер на протяжении нескольких лет. «Моя работа – это большое счастье, и я люблю разделять его с людьми», – говорит художница.

Читайте также