Новая точка силы: едем в Тулу за культурой

Радикальные проекты преобразования городских промзон

Тула переживает расцвет эпохи новых городских пространств и культурных площадок. Одним из самых убедительных примеров стало открытие творческого индустриального кластера «Октава», места созидательного досуга, творчества и отдыха.

В самом сердце города, близ местного кремля, простаивала третья часть территории завода «Октава», предприятия, производящего электроакустическую продукцию, в том числе знаменитые одно­именные микрофоны. Говорят, их использовали такие звезды, как U2, Sting, Iron Maiden, Radiohead, Мэрилин Мэнсон и Владимир Высоцкий. И именно в микрофон «Октавы» свою знаменитую фразу «Поехали!» произнес Юрий Гагарин.

Это был старый цех микрофонного завода – действующее, но постепенное приходящее в упадок закрытое предприятие, прежде зависящее от госзаказа. Его мощности предстояло оптимизировать, освободить площади (как известно, современное производство уже не требует тех квадратных метров, какие были необходимы в прошлом столетии), возможно, даже перенести завод на окраину города. Высказывались идеи открыть здесь либо бизнес-центр, либо очередной торговый комплекс.

Но дело решило успешное государственно-частное партнерство в лице госкорпорации «Ростех» и частного инвестора Михаила Шелкова. Был разработан проект, суть которого заключалась в использовании части имущественной территории завода, позитивном влиянии на городскую среду, прекращении утечки мозгов, популяризации инженерных профессий среди молодежи, увеличении потока туристов в город, ассоциирующийся только с ружьями, самоварами и пряниками. Бюджет инициативы составил 1 млрд руб.

Кластер сфокусировал внимание прежде всего на организации интересного досуга для молодых жителей Тулы. На создание «Октавы» были брошены звездные силы: Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства; архитекторы бюро Orchestra во главе с французским урбанистом Эдуардом Моро; Дария Женихова, гендиректор компании «Культура потребления»; Степан Лукьянов, арт-директор Электротеатра Станиславский и др. Команда долго изучала гений места и специфику города, промышленной столицы страны. Ставку сделали на традиционную тульскую мастеровитость, привычку многое создавать собственными руками.

Суть проекта заключалась в прекращении утечки мозгов, популяризации инженерных профессий среди молодежи, увеличении потока туристов в город, ассоциирующийся только с ружьями, самоварами и пряниками.

Якорным проектом кластера стал Музей станка, правда, не имеющий коллекции, но являющийся единственной в России мультимедийной площадкой, которая рассказывает об истории индустриальной культуры. В медиатеке музея потихоньку собирается коллекция материалов, посвященных истории машиностроения и станкостроения, а на стене музея уже сейчас можно ознакомиться с таймлайном развития российской промышленности, фрагментами литературных произведений и дневников рабочих.

Первый этаж кластера – общественные пространства для жителей города разных возрастов, где проходят лекции, мастер-классы, концерты, спектакли. Здесь, например, находится инновационная лаборатория «Фаблаб Maker», этакий бизнес-инкубатор, где дети от 7 лет занимаются робототехникой, радиоэлектроникой и авиамоделированием.

В соседней комнате разместилась техническая библиотека, в которой собраны уже больше двух тысяч книг по урбанистике, архитектуре, акустике, нанотехнологиям, промышленному дизайну. В типографии функционирует зин-редакция, где можно напечатать небольшой тираж собственного издания.

В планах «Октавы» – радиостанция нового типа и студия звукозаписи, а также ресторан на крыше. Скоро откроется Высшая техничес­кая школа для переподготовки работников промышленности, преимущественно сотрудников руководящих должностей. А на четвертом этаже разместятся офисы креативных институций и молодых, близких «Октаве» по идеологии стартапов.

Читайте также