В гостях у Диора: приглашаются все!

Мир частных интерьеров кутюрье – в книге «Dior and His Decorators: Victor Grandpierre, Georges Geffroy, and The New Look»

Внутренний мир кутюрье Кристина Диора был соткан им из множества составляющих и находил внешнее выражение в разнообразных формах. Одной из таких форм являлись интерьеры его нескольких обителей – парижской квартиры на бульваре Жюль-Сандо, знаменитого кутюрного салона на авеню Монтень, 30 и поместья Chateau La Colle Noire на юге Франции, где он провел последние два года жизни. Все в этих интерьерах отражало личные пристрастия Диора – его восхищение стилем XVIII века в целом и декора дворцов времен Людовика XVI в частности, элементы оформления дома его детства в Гранвиле, его увлечение авангардным искусством… Впрочем, воплощал свои вкусы и воззрения Диор не в одиночку, а с профессиональной помощью двух декораторов и по совместительству своих близких друзей. Этому союзу трех талантливых личностей и посвящена новая монография Морин Футер под названием «Диор и декораторы: Виктор Гранпьер, Жорж Жеффруа и New Look».

Автор, известный историк и специалист по французскому декоративному искусству, впервые настолько подробно исследует эту тему и фактически приоткрывает дверь в частный мир Диора, не столь хорошо известный, как его творчество на ниве моды. Как жил и работал кутюрье, увлекательно и детально рассказывается на 272 страницах богато иллюстрированной монографии. В самом начале ее Футер приводит цитату Диора из его же собственных мемуаров: «Жить в доме, который тебе не подходит, – это все равно что носить одежду с чужого плеча» – и она по сути становится лейтмотивом всего последующего повествования. Art de vivre, или «искусство жить», умение обустроить пространство, которое было бы продолжением творческой личности, Диор постиг в совершенстве. И перенес их в свое искусство создания женской одежды, которое так или иначе проходит фоном общего повествования: все-таки именно в этих интерьерах Диор придумывал, демонстрировал и продавал свои кутюрные наряды, аксессуары и духи.

Начинается книга с предсказуемого и неизбежного описания и анализа детства Диора на семейной вилле Les Rhumbs в Гранвиле в Нормандии, оформление которой во многом повлияло на формирование вкуса будущего кутюрье. И об этом периоде его жизни как раз известно довольно много – сегодня дом функционирует как музей творчества Диора и активно рассказывает в разнообразных формах о том, с каким «багажом» Кристиан окончательно покинул эти стены в возрасте 27 лет, когда в 1932 году семья продала виллу. Розовая штукатурка экстерьера и розарий в саду, выкрашенные серой краской стены внутри, фрагмент росписи потолка в стиле японцев Утамаро и Хокусая – все это нашло отражение как в кутюрных творениях Диора, так и в оформлении его интерьеров. Он писал в той же автобиографии «Диор о Dior»: «Я сохранил самые нежные и восхищенные воспоминания о своем доме детства. Я бы даже сказал, что моя жизнь и мой стиль практически всему обязаны его местонахождению и архитектуре».

Оформление виллы Les Rhumbs во многом повлияло на формирование вкуса будущего кутюрье

Но все же ключевые главы этой книги посвящены творческому трио Диора с Виктором Гранпьером и Жоржем Жеффруа, ради написания которых Футер провела серьезнейшую работу во всевозможных архивах. Именно эти два декоратора помогли кутюрье перенести его эстетические вкусы в оригинальный стиль интерьера. Гранпьер, который был еще и модным фотографом, отвечал за «декоративную, но не декоративную» атмосферу кутюрного салона и флагманского бутика Dior на авеню Монтень, 30. Именно здесь в 1947 году в знаменитом салоне «Эллё», единственном оформленном в стиле Belle Epoque, состоялась премьера революционной коллекции New Look, и здесь последующие 10 лет Диор ежедневно творил вплоть до своей смерти. Вместе с Диором Гранпьер придумал те самые жемчужно-серые стены, подчеркнутые панелями, как в XVIII веке, и розовые акценты в оформлении пространства, вместе они покупали у антикваров мебель, зеркала, камин, люстры в излюбленном стиле Людовика XVI. Так Гранпьер стал своего рода «придворным» декоратором Дома Dior и оформил еще несколько бутиков. А также автором флаконов и упаковки знаменитых парфюмов Miss Dior и Eau Sauvage.

А вот для оформления своей парижской квартиры на бульваре Жюль-Сандо в 16-м округе Диор обратился к другому другу и декоратору – Жоржу Жеффруа, по совместительству еще и дизайнеру Дома Jean Patou. В отличие от изысканной, лаконичной чистой эстетики неоклассицизма кутюра на авеню Монтень в исполнении Гранпьера, в собственной обители Диор дал волю всему многообразию своих вкусов и с помощью Жеффруа создал насыщенный, эклектичный, роскошный интерьер, наполненный ренессансной бронзой, средневековыми гобеленами и рисунками Матисса.

«Какими бы ни были правила хорошего вкуса, в моем доме они должны уступить вкусам хозяина, то есть меня», – писал Диор все в той же автобиографии и исполнил этот принцип сполна. Добавив следом, что «безупречно декорированному интерьеру» сам всегда предпочитал «интерьер живой, обладающий душой и отражающий в себе образ жизни и прихоти владельца». По сути, такой безупречный интерьер и был создан Гранпьером на авеню Монтень 30, а вот Жеффруа блистательно сумел отразить многогранную личность кутюрье в квартире на бульваре Жюль-Сандо.

Но, возможно, самая увлекательная часть книги посвящена оформлению Chateau La Colle Noire, замка на юге Франции, в Грасе, которую Диор приобрел в 1951 году и в которой попытался воссоздать атмосферу дома детства в Гранвиле. Интересно, что обитель XVI века оформляли одновременно и Гранпьер, и Жеффруа, но работали они независимо друг от друга – как именно и рассказывает Футер. Ей, автору, склонному к перфекционизму не меньше самого Диора, удалось рассказать, как модельер творил свой собственный мир – идеальные декорации для кутюрного искусства и для самого себя. Это увлекательное путешествие, по большей части недоступное постороннему взгляду, местами многое объясняет и в сегодняшней неповторимой эстетике всего того, что создается под именем Dior.

Фото: © Loomis Dean/Getty Images, © Association Willy Maywald/ADAGP, Paris 2018, © Mark Shaw/MPTV Images, © AndrE Svetchine/collection Luc Svetchine, © Anthony Denney, © Christian Dior Parfums, © Christian Dior

Читайте также