Блокчейн пришел в большое искусство

Как другие индустрии пользуются идеей «отследить до источника»

Проблема провенанса существует на арт-рынке испокон веков. Например, в 2016 году Арбитражный суд Москвы постановил изъять из продажи на территории России книгу Энтони Партона «Гончарова: искусство и дизайн Натальи Гончаровой», так как книгу заподозрили в попытке легализации и введения в научный оборот большого массива неподлинных работ художницы.

Но заметных технологически подкованных игроков в сфере «отследить картину до источника» пока нет, хотя и существует целая традиционная экосистема специалистов и академиков, специализирующихся на историях владения произведениями искусства. А теперь представьте, если бы можно было собрать все их знания и опыт в одно приложение, с помощью которого нажатием кнопки удавалось бы отслеживать историю того или иного произведения буквально до мастерской художника?

Такого приложения пока не существует, но есть платформа Mapping Paintings (картография картин), запущенная в 2017 году и позволяющая отследить историю владения и передвижения по миру более 750 самых известных произведений. Проект создан на базе шести лет исследований Бостонского университета и представляет собой интерактивную карту, на которой с точностью до дома помечены «остановки» картин и описаны обстоятельства перехода работы от одного владельца к другому, включая воров. Платформа работает по такому же принципу, что и Википедия, то есть в теории каждый желающий может внести недостающую информацию и предложить картину для коллективного исследования провенанса.

Для начала возьмем классику – «Похищение Европы» Тициана. Сегодня картина, чья жизнь началась в Венеции в 1560–1562 годах, висит в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер. Но в течение жизни полотно часто меняло руки, находясь в частных коллекциях в Великобритании, Париже и при мадридском дворе короля Филиппа II. Следить за этими передвижениями «Европы» в пространстве и времени с точностью до дома – очень увлекательно. Но еще увлекательнее следить за картинами, которые были украдены.

Платформа работает по такому же принципу, что и Википедия: то есть в теории каждый желающий может внести недостающую информацию и предложить картину для коллективного исследования провенанса.

Кстати, идея проекта Mapping Paintings пришла профессору истории искусства и архитектуры Бостонского университета Джоди Кранстон во время работы над более узким проектом Mapping Titian (картография Тициана). Но, разобравшись с Тицианом, она поняла, что любая картина достойна интерактивной карты с провенансом, а потому вместе со студентами Бостонского университета начала развивать более масштабный проект – Mapping Paintings.

За Тицианом и другими самыми известными художниками на платформе скоро появится коллекция Фонда Сэмюэля Кресса, состоящая из более чем 3000 работ европейских мастеров. Такая очередность – дань уважения фонду, который выделил средства для финансирования проекта.

Именно из-за этой финансовой и ментальной близости с американскими Бостоном и Вашингтоном Кранстон изначально создавала Mapping Paintings как проект для академиков и кураторов. Но в процессе работы поняла: наглядное представление информации, которая доступна в музеях и каталогах, но в разрозненном виде и текстовом формате, может заинтересовать широкую аудиторию: в историях передвижения картин много неожиданного, забавного и бытового. Например, «Портрет художника Джулио Романо» того же Тициана. Сначала полотно приобрел английский король Чарльз I, которого казнили, и работа отправилась гулять по знатным домам Европы. В 1975 году картиной завладел президент Филиппин Фердинанд Маркос. Но, пока муж приобретал произведения живописи, жена, Имельда Ромуальдес, скупала туфли. Когда в 1986 году в стране произошел военный переворот и Маркосы сбежали на Гавайи, в гардеробе Имельды обнаружили около 2700 пар обуви. «Теперь (несмотря на то что работа выставлена в музее Мантуи Палаццо Те) я всегда представляю эту картину в окружении туфель», – шутит профессор Джоди Кранстон.

«Я считаю важным визуализировать информацию о владельцах, транзакциях, касающихся работы, и ее перемещениях, – говорит Кранстон. – Информация о провенансе собрана в печатных каталогах и на сайтах некоторых музеев, но визуализация передвижения художественных произведений помогает ощутить, что эти полотна – объекты материального мира. Часто визуализация того, что картина поехала в неожиданное место, оказывается более действенной, чем чтение той же информации в формате текста».

Посмотрим на раннюю работу того же Тициана «Отдых на пути в Египет». Это очень «домашняя» картина, которая более 200 лет принадлежала семье Габсбургов, а в 1878 году переехала к маркизу из английского города Бат. Сто пятьдесят лет картина спокойно видела на стене особняка маркиза, пока в 2002-м неизвестный не украл ее по непонятным причинам. Семь лет полотно безуспешно искали, предлагая вознаграждение в размере 100 000 фунтов. Безрезультатно. И вдруг нашли в Лондоне в полиэтиленовом пакете на автобусной остановке. Стоимость работы – около $8 млн. Полотно вернули в семейное гнездо, вора так и не нашли.

«Мне хочется, чтобы зрители начали видеть взаимоотношения между картиной и историческим контекстом», – продолжает Кранстон. Классический пример контекста – история, которая приключилась со «Свободой на баррикадах» Делакруа. В 1874 году Лувр приобрел работу, написанную по горячим следам Июльской революции 1830 года. А в 2012 году 28-летняя посетительница музея подошла к картине и черным маркером написала на ней «AE911», что является зашифрованным обозначением трагедии 11 сентября для тех, кто занимается конспирологическими теориями. «Так из символа свободы картина превратилась в билборд для тех, кто курит много марихуаны, – говорит Кранстон. – Яркая иллюстрация того, насколько искусство может влиять на действия людей».

На сегодня коллекция Mapping Paintings постоянно пополняется. Также на ресурс добавили интересное свойство – наложение слоев, которое позволяет отследить, как картины одного мастера разлетелись по миру или какими путями работы пришли в тот или иной музей. «Мне кажется, что многие посетители музеев даже не догадываются, какую интересную жизнь вели картины до того, как оказались на этих стенах, – отмечает Кранстон. – Но, если начать думать о том, свидетелями каких событий были эти полотна, и видеть, как их побросало по миру, история начинает оживать на глазах».

Читайте также