Baselworld 2019: в мировую историю – с отрицательным балансом?

Однако увиденное там дает надежду на благоприятный исход ситуации

В более чем столетней истории выставки часов и ювелирных украшений Baselworld нынешний год наверняка останется помеченным тревожным красным цветом. Базель как мероприятие никогда не уменьшался в размерах до такой степени, по меньшей мере в течение последних нескольких десятилетий. Чего никак не скажешь о достижениях часовой мысли: в коллекциях брендов-участников появилось немало интересного, изобретательного, да и просто красивого.

Выставка должна быть местом, где бренды стараются привлечь посетителей и представителей прессы своими новыми техническими и дизайнерскими идеями и разработками. Однако базельское шоу этого года уникально тем, что оно само, его существование, дальнейшие перспективы и формат проведения превратились в новостной повод и в одну из важнейших тем для обсуждения.

Новая менеджерская команда выставки, возглавляемая Мишелем Лорис-Меликофф, потомком Пушкина и профессиональным организатором парадов, действовала напористо и энергично, стараясь убедить все заинтересованные стороны в ее необходимости. Теперь г-н Лорис-Меликофф командует парадом на Базельской выставке, и видно, что большей частью действующие лица с готовностью держат равнение направо и тянут носок.

Это относится и к пресс-службе, чуть ли не ежедневно публиковавшей бравурные релизы, и к интервьюируемым ею руководителям брендов, которые в своих речах обязательно подчеркивали, насколько насущна и полезна для них выставка Baselworld, и к представителям медиа, между делом упоминающим об энном Базеле в их профессиональной карьере и подчеркивающим, что show обязательно must go on.

Радикальный шаг Ника Хайека, руководителя Swatch Group, ранее одного из важнейших участников Базеля с 18 брендами в портфолио, который в июле прошлого года заявил об отказе участвовать в выставке, выглядел как нокдаун, однако Baselworld устояла.

Более того, следует признать, что само мероприятие прошло без сучка и задоринки, пусть и в значительно сократившемся составе. По сравнению с «жирными» 2000-ми число брендов-участников Baselworld 2019 уменьшилось примерно вчетверо, до чуть более полутысячи. Продолжительность выставки ее организаторы уместно снизили с восьми до шести дней, примерно в такой же пропорции упали цифры посетителей – сообщается о 22%-ном снижении по сравнению с 2018-м.

Готовясь к Baselworld 2020, организаторы выставки предприняли экстраординарные усилия, склонив к сотрудничеству конкурирующее мероприятие – женевский салон высокого часового искусства SIHH. По договоренности в следующем году оба мероприятия пройдут в согласованные сроки в конце апреля – начале мая.

Однако позитивный эффект этой договоренности был серьезно снижен недавним решением компании Breitling отказаться от участия в Baselworld 2020, хотя гендиректор бренда Жорж Керн особо отметил, что выставка прошла чрезвычайно успешно. Свое решение он обосновал тем, что «новые даты проведения Baselworld в конце апреля не могут быть согласованы с запланированными нами мероприятиями». Тем не менее г-н Керн не стал сжигать все мосты, заявив, что «позже мы решим, стоит ли возвращаться в Базель в 2021 году».

Часовые бренды проявляют максимум креативности даже в нелегкие времена

Последствия действий Breitling были в некоторой степени смягчены поддержкой компании Rolex, которая неявно (так как неизменно воздерживается от прямого разговора с общественностью) заявила о поддержке Baselworld 2020 расширением своего участия в выставке: ее территория увеличится за счет присоединения стенда принадлежащего же Rolex бренда Tudor, а сам Tudor отстроит в 2020-м новый стенд, не исключено, что на месте брайтлинговского.

25 апреля в пользу Базеля также высказались группа LVMH и принадлежащие ей компании Bvlgari, Hublot, TAG Heuer и Zenith, хотя в течение выставки упорно ходили слухи о предстоящем отказе Hublot от участия в Baselworld 2020. Стефан Бьянки, руководитель часового направления LVMH и гендиректор TAG Heuer, снял все вопросы: «Мы поддерживаем Мишеля Лорис-Меликофф и его команду в их деятельности по пересмотру и обновлению концепции этого мероприятия, важного для всей швейцарской часовой индустрии».

Тем не менее декларация поддержки группой LVMH Базеля пока ограничивается будущим годом, а решение о дальнейшем участии будет основываться на том, как в Baselworld 2020 будут реализованы изменения, высказанные группой в дискуссии с организаторами.

Несмотря на негативное воздействие всей этой шумихи, общее впечатление от новинок, представленных на Baselworld 2019, оставляет приятное ощущение. Рынок большей частью поделен между большими группами и авторитетными брендами, однако он остается высококонкурентным – это основное достоинство доминирующей на рынке швейцарской часовой индустрии, и потому бренды проявляют максимум креативности даже не в самые легкие времена.

Компания Rolex, как оплот консервативной тенденции, продолжает действовать в свойственной ей манере, регулярно выдавая очередные новинки – солидные, встроенные в не ведомую никому стратегическую линию развития. За малыми изменениями в дизайне скрывается динамичная техническая модернизация, чем, пожалуй, этот бренд наиболее ценен. Процесс превосходно иллюстрируется выпуском новой модели Rolex Yacht-Master 42 – первого 42-миллиметрового «яхт-мастера», оснащенного черным керамическим ободком с фирменной рельефной разметкой и калибром 3235, представителем последнего поколения автоматических механизмов бренда. Tudor, второй ролексовский бренд, выступает в популярном ныне винтажном жанре, дополнив в наиболее прозвучавшей новинке Black Bay P01 дайверскую стилистику 1950-х изобретенной в 1968 году необычной системой фиксации поворотного ободка.

На предельных скоростях

Бренды LVMH Group – Bvlgari, Hublot, TAG Heuer и Zenith, стенды которых занимают выигрышную позицию в самом начале основного павильона, образуя LVMH-плазу, проявили недюжинное новаторство, причем как в часовой технике, так и в дизайне. Компания Bvlgari часами Octo Finissimo Chronograph GMT установила новый мировой рекорд в разработке наиболее тонкого автоматического хронографа (толщина корпуса – всего 6,9 мм), а также представила импозантно тонкие полностью керамические Octo Finissimo Automatic Ceramic и Octo Finissimo Skeleton Ceramic. Наиболее приятное впечатление в новой коллекции TAG Heuer оставили часы Autavia Isograph, в особенности модели с бронзовым корпусом. Винтажная стилистика оригинальной модели 1960-х Autavia крайне удачно дополнена в Isograph использованием в автоматическом механизме авангардной углеволоконной спирали, разработанной Ги Семоном, техническим гением бренда.

Рынок поделен между группами и большими брендами, но остается высококонкурентным

Еще одна разработка, к которой он приложил руку, – часовой механизм ZO 342, действующий без спирали и баланса, которые впервые в истории заменила монолитная деталь из монокристаллического кремния. Он использован в новых серийных часах Defy Inventor компании Zenith. Компания Hublot, давно установившая тесные дружественные связи с Ferrari, поручила дизайнерской студии итальянского автомобилиста разработать дизайн нового хронографа, результат – Classic Fusion Ferrari GT непривычных для продукции Hublot округлых очертаний – представлены модели из титана, розового золота и углекомпозита. Автомобильную тему подхватывает бренд Jacob & Co., объя-вивший о старте партнерских отношений с Bugatti. Среди первенцев нового альянса – хронограф Epic X Chrono Carbon Bugatti Edition Limitée 110 Ans, выпущенный к 110-летию Bugatti, и турбийон Turbo Furious Bugatti.

Классика на новый лад

Креативно к разработке классических моделей подходит компания Patek Philippe, представившая в Базеле недельный календарь Calatrava Weekly Calendar Ref. 5212A освежающе неожиданного дизайна с перегруженным информацией, но четко спланированным циферблатом. Все надписи, кроме названия бренда и «Swiss Made» на циферблате, выполнены как встарь, от руки. Компания Chopard предложила впечатляющую подборку элегантно тонких моделей с флагманским автоматическим турбийоном L.U.C Flying T Twin, хронометром L.U.C Quattro с девятидневным заводом и невероятно щегольской новой моделью L.U.C XP со шлифованным темно-синим циферблатом и тона розового золота маркерами и стрелками. Фирма Frеdеrique Constant для новых часов Slimline Power Reserve Manufacture разработала механизм с индикацией запаса хода, дополнившей фирменную маленькую стрелку указателя даты.

Часовое подразделение компании Chanel своими обновленными накануне их 20-летия часами J12 фактически объявляет о появлении нового игрока на рынке часовых механизмов – фабрики Kenissi, в которой французский Дом обладает 25%-ным интересом, помимо того, долю в предприятии имеет ролексовский Tudor. Начиная с этого года Chanel переводит свои автоматические J12 на новый мануфактурный калибр 12.1 производства Kenissi, и в Базеле были представлены как черные, так и белые керамические модели, а также ювелирные опусы все в бриллиантах классической круглой либо багетной огранки. В отличие от часов Rolex и Tudor в новых шанелевских J12 ролексовский по происхождению механизм выставлен напоказ благодаря наличию в задней крышке корпуса сапфирового окна.

Никуда без винтажа

В модном нынче винтажном жанре отметились многие бренды от TAG Heuer, Сhopard и Zenith, и в том числе покидающий Базель Breitling. Пожалуй, наиболее эмоционально заряженным в коллекции этой марки следует признать винтажное переиздание знаменитого «навитаймера» образца 1959 года – модель Navitimer Ref. 806 1959 Re-Edition, для которой был подготовлен новый мануфактурный калибр B09 с ручным заводом. Компания Carl F. Bucherer дополнила свой винтажный турбийон Heritage Tourbillon Double Peripheral, оснащенный фирменной системой периферийного автоматического завода, выпуском превосходного винтажного хронографа Heritage Bicompax Annual – особенно хороша модель стиля «панда» с черными счетчиками циферблата. Бренд Bell & Ross, успешно работающий в жанре неовинтажа, предложил в этом году дайверскую модель BR 03-92 Diver Green Bronze с неотразимым сочетанием бронзы корпуса и темно-зеленых циферблата и ободка. De Bethune вернул в текущую коллекцию свой фирменный сверхсложный хронограф Maxichrono с различными системами сцеп­ления и привода трех счетчиков. Новую модель DB21 Maxichrono Reedition от прежних отличает титановый корпус с воронеными титановыми рамными ушками и заново скрупулезно продуманный дизайн циферблата, пожалуй, лучший из всего, что было ранее.

Внешние эффекты

В компании Graff продолжают творческие эксперименты с оформлением своей созданной в 2012 году сложной модели GyroGraff – вокруг открытого механизма турбийона, смещенного на отметку «6 часов», и индикатора фаз Луны, помещенного на отметке «10 часов», изображены в декоративных техниках Великая китайская стена или морда тигра. Впрочем, интересен Graff прежде всего крупными бриллиантами и, соответственно, женскими ювелирными часами. В этом году дизайнеры полагались на лучшие стереотипы этого восприятия у пуб­лики, поэтому среди фаворитов – модель Fancy Vivid Yellow Diamond, полностью «сложенная» из желтых бриллиантов овальной и круглой огранки общим весом 32 карата.

По-настоящему женственные современные часы немыслимы без бриллиантов, это осознавал и основатель MB&F Максимилиан Бюссер, задумывая первую в коллекции бренда модель для женщин Legacy Machine FlyingT. Затея удалась – у новых часов несомненно изящный характер и уникальный дизайн с высоким купольным стеклом и экстраординарным автоматическим механизмом объемной компоновки с центральным турбийоном и наклонным циферблатом. MB&F, как и многие другие маленькие бренды и независимые часовщики, полагается в своей работе на креативность и изобретательность – немало превосходных примеров можно было наблюдать в Базеле этого года. Компания Urwerk приятно удивила возвращением к теме декоративных часов, выпустив лимитированную серию UR-T8 Skull из пяти экземпляров, корпуса в которой украшены черепами гравировщиком Джонни Доуэлом. А также уникум UR-T8 Colibri с перламутровым декором, выполненным художником по холодному оружию Эммануэлем Эспозито – инкрустированный перламутром в той же манере нож прилагается.

В модном винтажном жанре отметились многие бренды, от Zenith до Chopard

Российский часовой мастер Константин Чайкин, участвующий в Baselworld уже одиннадцатый раз подряд, представил часы «Дракула», новую вариацию своего знаменитого «Джокера». Напомним, что еще одна предыдущая вариация, «Клоун», удостоилась в декабре 2018 года специальной награды «За дерзость» Grand Prix d’Horlogerie de Geneve (GPHG) – Женевского часового Гран-при. Механизм новых часов располагает уникальным индикатором «времени Дракулы», который выполнен в виде клыков, появляющихся на фирменном улыбающемся указателе фазы Луны по наступлении ночи и исчезающих с рассветом.

Работающего в Швейцарии финского часовщика Кари Воутилайнена почитают за выдающееся мастерство тонкой отделки часовой механики. В этом году он решил показать «товар лицом» и разработал новый вариант своего механизма с реверсивной конструкцией привода стрелок. В часах Voutilainen 28ti та часть механизма, что традиционно остается на оборотной стороне часов, помещена на циферблат и потому полностью открыта для взгляда, что позволяет насладиться настоящей красотой часовой механики. Несомненно, Voutilainen 28ti – одни из лучших часов минувшего Базеля.

Читайте также