Последние герои: какая судьба ждет ювелиров Baselworld

Достойных внимания участников осталось столь мало, что этот факт уже ставит под вопрос дальнейшую судьбу выставки

Год назад в первых строках аналогичного репортажа о Baselworld «Как потратить» писал о том, что выставка потеряла свою былую мощнейшую ювелирную составляющую, что она больше не задает тренды в украшениях, что ее состав участников-ювелиров был как никогда скуден. В 2019 году эта нерадужная тенденция, увы, усилилась.

Быть или не быть?

Baselworld переживает глубокий кризис, который на ювелирной части экспозиции сказывается куда сильнее, чем на часовой. У ювелиров никогда не было столь мощной опоры, как у больших часовых групп, и политики повышения цен, постепенного утекания достойных «соседей» из числа всемирно известных имен и независимых талантов, прихода на их место безликих европейских марок второго и третьего эшелона, чересчур экстравагантных азиатских или помпезных индийских брендов. Многие достойные имена просто не выдержали.

Чтобы не быть голословными, напомним в алфавитном порядке список наиболее крупных «потерь» Baselworld за последние шесть-восемь лет: Akillis, Antonini, Autore, Boghossian, Buccellati, Carrera y Carrera, Carlo Luca della Quercia, Chantecler, Damiani, David Yurman, Dickson Yewn, Faberge, Garrard, Gavello, Gourji, Imbar, Ivy New York, Lancon, Lalique, Lydia Courteille, Masriera, Mikimoto, Nikos Koulis, Pippo Perez, Rodney Rayner, Sevan Bikaci, Sibilla, Stephen Webster, Theodoros, VAK, Vhernier, Wendy Yue, Yvel.

В нынешнем году этот список увеличился. В Baselworld больше не участвуют de Grisogono, Pasquale Bruni и Alessio Boschi. Швейцарский ювелирно-часовой бренд de Grisogono скромно показал новинки в Женеве еще в январе, во время салона SIHH. Итальянская семейная марка Pasquale Bruni, как и независимый талантливый ювелир Алессио Боски, решила, что с клиентами она может встречаться и без аренды павильонов на Messeplatz, а поток новых ритейлеров здесь давно не наблюдается. Вместе с массовым исходом с Baselworld в этом году всех часовых брендов Swatch Group выставка лишилась и американского Дома Harry Winston – образцы высокого ювелирного искусства в его витринах неизбежно держали уровень всей экспозиции.

Справедливости ради надо сказать, что новое руководство Baselworld, назначенное в экстренном порядке в прошлом году, старалось сделать все что могло – находить новых участников (к сожалению, малоизвестных и малоинтересных), устраивать ювелирные шоу ради привлечения к экспонентам максимального внимания, но общей картины это принципиально не изменило. Второй по значимости павильон выставки, четыре этажа которого некогда на 90% занимали ювелиры со всего мира, был закрыт.

Еще одной попыткой выхода из кризиса стал тандем Baselworld с женевским салоном высокого часового искусства SIHH и перенос сроков их проведения на позднюю весну, стык в стык. В 2020 году Женева покажет свои премьеры с 26 по 29 апреля, а Базель – с 30 апреля по 5 мая, и этот порядок должен сохраниться до 2024 года. Но многие ювелиры в кулуарах нынешнего Baselworld жаловались на столь поздние даты: для них важно как можно раньше поставить новые украшения ритейлерам на главных европейских курортах, где бизнес сезонный и мультибренды работают лишь с мая по сентябрь Перенос срока выставки на месяц позже сокращает для них период активного бизнеса и дает повод задуматься о своем будущем участии в Baselworld.

Те же, там же

Так что тех, кто всегда обладал индивидуальностью и стилем, среди участников Baselworld осталось совсем немного. Это такие крупные игроки рынка, как Chopard, Graff, Messika, Jacob & Co. и Roberto Coin, и бренды меньшего масштаба: Palmiero, Utopia, Sutra, Mattioli, Mimi да и Gucci Jewellery.

Швейцарский Дом Chopard радовал глаз яркими фантазийными композициями драгоценностей Red Carpet, создающихся специально к Каннскому кинофестивалю. В витринах британского Дома Graff сияли классические бриллиантовые диадемы и броши с желтыми бриллиантами под сто каратов. Отказавшийся от такой классической манеры французский бренд Messika в дерзких композициях Born to Be Wild соединил бриллианты с деревом зирикот и перьями. (Подробнее об этом – на стр. 54–55.)

Украшения Infinia американской марки Jacob & Co. раскручивались веером то из бриллиантов и рубинов огранки «багет», то из мозаики бирюзы, кораллов и жемчуга. У итальянского бренда Roberto Coin рок-н-ролльные шипы браслетов Rock & Diamonds гармонично соседствовали с мотивами готики в коллекции Princess Flower. (Подробно о новинках бренда – на стр. 56–57.) Еще одна итальянская компания, Matiolli, представила технотрюк в коллекции Reve_R: закрепив цветные драгоценные камни короной вниз, а калеттой наверх, она получила харизматичные рок-н-ролльные украшения с драгоценными шипами.

Мастерство создавать паве из драгоценных камней с десятками градаций цвета итальянского бренда Palmiero можно было рассмотреть в фигурках броши-попугая The Curios и подвеске-лошади Glorius. Яркая палит­ра крупных черных опалов, морганитов или турмалинов компенсировала у американской марки Sutra не всегда отточенный до идеала стиль индийской ювелирной (по корням бренда) работы.

Cвежо и модно смотрелись «бусины» бирюзы и гроздья белоснежных жемчужин в коллекции Dots итальянской компании Utopia. Браслеты Tam Tam на тонкой золотой проволоке с двумя черными жемчужинами на концах – лучшее, что представил итальянский бренд Mimi. Точно так же жанр fashion jewellery – ярких, необязывающих украшений на каждый день – был отлично отыгран в бриллиантовых логотипах Gucci в сочетании с нежными девичьими цветочками.

Разумеется, список участников даже нынешней, как никогда обмельчавшей, ювелирной экспозиции не ограничивался одиннадцатью именами. На выставке по-прежнему можно было видеть итальянцев Picchiotti, Crivelli и немцев Schreiner, которые не меняют свой репертуар драгоценной классики десятилетиями. На месте были и немецкая Tamara Comolli с ее «каплями» цветных полудрагоценных камней, и итальянская марка мужских брутальных украшений из серебра и каучука, но все это тоже из разряда дежавю.

Так, на одном полюсе Baselworld нишевый греческий бренд Etho Maria с его прекрасным современным ар-деко из сочетания бриллиантов и оранжевой эмали, а на другом – кунсткамера китайской марки Kimberlite Diamond с ее гигантскими коронами из ажурного узора золота и бриллиантов, словно для императриц Запретного города.

Вывод о ювелирной экспозиции Baselworld напрашивается один: она больше не задает и не демонстрирует ювелирные тенденции, а лишь представляет творчество отдельных мастеров, и среди них еще есть достойные. Дoшел ли Baselworld до «точки невозврата» и удастся ли ему возродить былой авторитет, станет очевидно через год.

Читайте также