Придут с Востока: кто займет вакантные места на BaselWorld?

В то время как итальянские и французские бренды покидают выставку, азиатские марки усиливают свои позиции

Все эксперты, посетившие в марте этого года базельскую ювелирно-часовую выставку, в один голос отмечают, что ряды ее участников редеют с каждым годом. Европейские марки – особенно небольшие семейные независимые компании – уходят из Базеля, объясняя это дороговизной места и нерентабельностью. Представить свои коллекции оптовикам и конечным потребителям быстрее, проще и значительно дешевле через соцсети или на собственных локальных мероприятиях.

Уходят – но не все. Ювелирные бренды из Юго-Восточной Азии не так давно присоединились к миру high jewellery, практически весь XX век остававшемуся «евроцентричным», и не собираются уступать своих позиций. Их стенды на Baselworld по-прежнему привлекают прессу и потенциальных байеров.

«Baselworld для азиатских ювелиров – окно в Европу, поэтому они привозят туда свои самые интересные работы, – рассказывает Катерина Перез, ювелирный эксперт и основательница портала о часах и украшениях katerinaperez.com. – В 2019 году гонконгская компания Coronet by Aaron Shum Jewelry показала ювелирные часы в виде распустившихся роз. Они побили прежний рекорд Книги Гиннесса по количеству вставленных в часы бриллиантов: у гонконгцев их было 15 858 штук».

Эксперты считают, что отношение к понятию «сделано в Китае» как к чему-то массовому и некачественному применительно к high jewellery давно пора пересмотреть. «Конечно, если вы посетите ювелирную выставку в Гонконге, вы увидите огромное количество именно этого – массового и некачественного, – поясняет Елена Веселая, эксперт по истории ювелирного искусства и главный редактор ежегодного каталога Jewellery. – Но именно в этих краях сегодня расцветают передовые технологии и современный дизайн. Китайским и особенно гонконгским ювелирам сегодня доступно все: от лучших камней до новейших инструментов и приборов».

«Китайцы смотрят на мир незамутненным взглядом, свободным от рефлексий и ассоциаций с прошлым. Именно поэтому в Юго-Восточной Азии появляются новые материалы и технологии, которые потом подхватываются ювелирами других стран. Не надо также забывать о маленьких китайских ручках: в ювелирном деле они гораздо более умелые, чем "лапы" европейцев».
Елена Веселая
Эксперт по истории ювелирного искусства, главный редактор ежегодного каталога Jewellery

Подтверждением тому может служить стенд китайской компании Kimberlite Diamond. Она уже не первый год устраивает в Базеле настоящую выставку high jewellery. Все в единственном экземпляре: «сложносочиненные» колье со множеством камней безупречного качества, браслеты-манжеты тонкой, как настоящее кружево, работы и даже усыпанный бриллиантами веер.

«»Китайская волна», поднятая Уоллесом Чаном (первым ювелиром из Гонконга, вышедшим на международную сцену), дала богатые отголоски: Синди Чао, Анна Ху, Диксон Юн, Мишель Онг, Эдмонд Чин и многие другие», – утверждает Елена Веселая. Все перечисленные мастера занимаются драгоценностями как искусством: их вещи выполнены на высочайшем уровне и в единственном экземпляре. Каждый художник и художница по-своему воспринимает и перерабатывает традиционные национальные мотивы. В украшениях мастеров из материкового Китая и Гонконга ориентализм органично сосуществует с западными представлениями о прекрасном и классическими ювелирными формами. За этими предметами уже охотятся коллекционеры.

В чем же причина успеха ювелиров из Юго-Восточной Азии, который, вполне возможно, вскоре в своей сфере сравняется с «технологическим чудом», которым этот регион удивил мир в конце прошлого века? «Китайцы смотрят на мир незамутненным взглядом, свободным от рефлексий и ассоциаций с прошлым, – считает Елена Веселая. – Именно поэтому в Юго-Восточной Азии появляются новые материалы и технологии, которые потом подхватываются ювелирами других стран. Не надо также забывать о маленьких китайских ручках: в ювелирном деле они гораздо более умелые, чем "лапы" европейцев».

Несколько иначе, но в целом сходно работает и «индийский феномен». Индийские бренды начинали с экспорта цветных драгоценных камней, прославивших их страну еще в раннем Средневековье. Подбором и огранкой рубинов и сапфиров занимались целые династии, и в XXI веке для них логично было диверсифицировать бизнес и самим делать украшения.

Так, в частности, появился базирующийся в Нью-Йорке бренд Sutra: его основательница Арпита Навлака родилась и выросла в семье, занимавшейся торговлей камнями, и свое увлечение ювелирным делом превратила в профессию. На стенде Арпиты в Базеле, не слишком большом и пышном, всегда можно увидеть громадные камни высокого ювелирного качества. Наряду с традиционными для Индии рубинами, сапфирами и изумрудами она работает и с камнями, которые прежде называли «полудрагоценными», а сейчас предпочитают называть «цветными»: аметистами, турмалинами (в том числе редкой разновидности параиба), цитринами.

Отдельная история – китайские и другие азиатские клиенты на Baselworld. Хотя многие бренды утверждают, что для общения с байерами достаточно соцсетей, потенциальные покупатели из Юго-Восточной Азии по-прежнему едут в Швейцарию.

Baselworld для азиатских ювелиров – окно в Европу, поэтому они привозят туда свои самые интересные работы
Катерина Перез
ювелирный эксперт и основательница katerinaperez.com.

«Несмотря на снижение темпов роста китайской экономики, китайцы – очень привлекательная аудитория, – отмечает независимый российский часовщик Константин Чайкин, регулярно привозящий свои коллекции в Базель. – Их очень много: в Китае жителей вдесятеро больше, чем в России. Они богатые: в крупных городах зарплата больше московской, у них есть свободные деньги и уверенность в завтрашнем дне, позволяющая «не копить, а купить». Ну и традиционное для Востока и любой развивающейся экономики демонстративное потребление, статус и богатство напоказ».

Удобством для гостей из Юго-Восточной Азии не в последнюю очередь объясняется и тот факт, что уже в 2020 году Baselworld и женевский SIHH снова, как и много лет назад, будут проходить не в разные месяцы (SIHH проводится в январе, Baselworld – в марте), а весной, один за другим.

Читайте также