Виртуозы из Roberto Coin: история успеха

«Золото играет огромную эстетическую роль в наших украшениях. куда большую, чем драгоценные камни», – говорит Роберто Коин, креативный директор и владелец марки

Яркая индивидуальность, узнаваемый стиль при всем огромном разнообразии сюжетов, искусная работа с золотом и независимый характер бизнеса – с 1996 года Roberto Coin имеет стабильно высокую репутацию в ювелирном мире. Идеолог одного из немногих достойных внимания имен на выставке Baselworld, Роберто Коин рассказывает, как ему это удается.

Вы начали свой ювелирный бизнес с нуля, что случается довольно редко, особенно в Италии, где есть крепкая традиция семейной преемственности в деле. Откуда возник этот интерес?

Роберто Коин Вы правы, я начинал с нуля и в одиночку, а это всегда увлекательнейший путь. Я очень рано потерял родителей, когда мне было восемь лет. За мной приглядывали дяди, но не слишком пристально, я был предоставлен самому себе. Надо помнить, что я родился в Венеции, а в этом городе сложно не впитать в себя культуру итальянского Средневековья и Ренессанса – они и сейчас ощущаются в коллекциях Roberto Coin.Меня всегда привлекали хорошо образованные люди, с высоким уровнем культуры и этики. К счастью, я встретил немало таких на своем пути, иначе непонятно, как бы обернулась моя жизнь. В школе и университете я увлекался гимнастикой и футболом, но в итоге оставил спорт ради перспективного, как мне тогда казалось, отельного бизнеса. Когда мне было тридцать с небольшим, я уже открыл собственный отель на острове Гернси в Ла-Манше.

И тут старший брат позвал меня с собой в Виченцу, на ювелирную ярмарку, где у него проходила встреча с партнерами. Я был совершенно очарован этим миром, о котором ничего не знал до того момента, кроме того, что золото желтое, а бриллианты бесцветные. Так в 32 года я решил изменить свою жизнь ради ювелирного мира, продал отель, вернулся в Венецию и быстро зарегистрировал свою компанию в Виченце. Последующие несколько лет я посетил более тысячи ювелирных мануфактур и производств в 30 странах, встретился с важными людьми в бизнесе. Это своего рода была школа жизни, понимания того, как устроен бизнес. И только после этого решил, что тоже способен им заниматься, вложив в бизнес все свои сбережения. Я как минимум верил, что у меня получится нечто стоящее.

Начал я с того, что стал производить украшения по собственному дизайну, которые реализовывали в разных мастерских в Виченце по моим идеям, но продавал их другим брендам – тем, кто хотел поставить на них свое имя. Так продолжалось семь лет, и довольно успешно. Через семь лет я сам убедился, что у меня весьма неплохой вкус и я прошел эту проверку. В 1996-м я решил, что могу уже производить свои украшения под собственным именем, – так возник бренд Roberto Coin.

Наблюдая много лет за разнообразнейшими коллекциями Roberto Coin, предположу, что проблем с идеями украшений у вас не было, а вот как вы строили бренд, как нашли нужных людей, собрали команду?

Р.К. Вы правы, очень важно найти правильных людей, которые помогут тебе построить сильную компанию. В те семь лет, когда я производил украшения для других брендов, я и обрел единомышленников, которые были готовы идти за мной. Они до сих пор практически все так и работают в Roberto Coin. У меня до сих пор тот же директор по продажам. А за всю жизнь было всего две секретарши – одна просто ушла на пенсию.

Не могу сказать, что я идеальный рисовальщик, который делает безупречный эскиз, нет. Я фонтанирую множеством идей, набрасываю их в виде не слишком профессионального эскиза, потом отдаю его своему дизайнеру и объясняю, что хотел бы видеть в итоге. Он доводит эскиз до совершенства, и мы отдаем его нашим мастерам-ювелирам. Но что касается производства, в нем я настоящий эксперт, сегодня нет в мире украшения, про которое я бы не знал, как оно изготовлено.

Кстати, в нашей компании многими процессами заправляют женщины – они составляют 85% персонала! В том числе и поэтому мои коллекции столь разно­образны – я вижу каждый день разные характеры, образы, индивидуальности и вижу, что этим женщинам нравятся разные вещи. Красота не базируется на стоимости. Я всегда старался создавать украшения не очень дорогие, чтобы их могло позволить себе как можно большее количество женщин. Да, в Roberto Coin вы всегда можете найти что-то новое.

И можете называть это как угодно, хоть стратегией или политикой, но для меня это единственно возможный принцип работы – удивлять и восхищать. Креативность, творчество – свобода делать то, что ты хочешь, то, что ты задумал, и я всякий раз рад, когда эта свобода приходится по душе нашим клиенткам.

Ваша компания сильна в геометрических, или орнаментальных, украшениях и одновременно фигуративных, что под одним именем бывает крайне редко.

Р.К. Нужно постоянно искать пути, реализовывать новые геометрические формы, не бояться смелых конструкций. Когда я придумал свою первую коллекцию Passionata, мои коллеги постарше, мастера своего дела, говорили: тебе придется придумать новое ноу-хау, но это невозможно. Но мы разработали новую конструкцию и систему крепления, хотя на это ушло два года. Именно тогда я решил вставлять маленький рубин внутрь своих украшений – как единый опознавательный знак при всем различии стиля.

Но бренд Roberto Coin также не менее популярен благодаря фигуративной коллекции Animalier, которую вы каждый год пополняете новыми животными…

Р.К. Здесь у меня иной подход. Я люблю работать в паре с ювелирами, словно скульптор, и создавать «портреты» лошадей или слонов, быть максимально приближенным к действительности.

Мы имеем репутацию masters of gold – виртуозных мастеров по работе с золотом, способных представить этот драгоценный материал привлекательным в любом дизайне и оттенке, в разнообразных декоративных гравировках поверхности и в плетениях, которые играют огромную эстетическую роль в наших украшениях, куда большую, чем драгоценные камни.

Как много у вас технических достижений и ноу-хау? Ведь в каждой новой коллекции появляются какие-то неординарные, скрытые элементы...

Р.К. Именно ювелирные технологии, в том числе и применение лазера на каких-то этапах, позволяют нам быть максимально точными и сложными конструктивно. Но в итоге любое украшение завершается умелыми руками ювелиров. Мы соблюдаем разумный баланс технологий и ремесла. Технологии дают точность, руки – красоту.

Опять же современные технологии позволяют сделать золотое украшение легче, а значит, не настолько дорогим и одновременно крепче и привлекательнее, поскольку даже крупные вещи у нас никогда не будут громоздкими и тяжелыми. Сколько у нас ноу-хау? Честно, я никогда не подсчитывал, всегда сконцентрирован только на будущем украшении.

Cегодня у Roberto Coin две фабрики – одна в Таиланде, где мы граним драгоценные камни, другая – в Виченце, и здесь работает 100 человек, но в целом мы даем работу 200 сотрудникам по миру, поскольку еще приглашаем узкопрофильных мастеров для выполнения каких-то виртуозных ювелирных работ.

Как вы балансируете между двумя своими ипостасями – дизайнера и бизнесмена – и как вам все эти годы удается остаться независимым?

Р.К. Да, за все эти годы не одна компания пыталась купить у меня бренд. Но я не способен работать «под» кем-то, могу творить только с единомышленниками, главной проблемой в процессе могу быть только я, и никто другой. При том что я всегда предельно корректен в своих поступках и действиях, как истинный джентльмен, но предпочитаю никому не подчиняться. И потому на все предложения я всегда отвечал «нет». У меня отличный менеджмент, моя семья вовлечена в бизнес – жена занимается клиентами, а сын отвечает за производство в целом и за все компьютерное оснащение компании, – и мы неплохо держимся на плаву.

Что для вас самое ценное в ювелирном бизнесе?

Р.К. Это прекраснейший образ жизни – я много путешествую, получаю огромные знания о мире, о разных культурах и традициях, – я бы никогда не получил его, останься я отельером. Я пустился в ювелирный мир в поисках нескончаемого восторга и эмоционального возбуждения, мне было необходимо постоянно создавать что-то новое.

Я живу ради новых объектов и всегда искал вещи, которые несли бы в себе культурное содержание, некое неизведанное знание – такая у меня потребность. Таков и и мой бренд – Roberto Coin.

Фото: Antonio Quattrone, Andrea Ferrero Photography

Читайте также