Вопрос дня: кто и когда придумал стул?

Когда человеку надоело сидеть на земле, он задумался о замене. Так появилась скамья, затем ее сузили до табуретки, потом догадались приделать спинку

Основные формы «сидений» появились практически одновременно. Уже жители Древнего Египта пользовались скамьями, табуретками и стульями. Один из первых известных нам стульев со спинкой – трон фараона. Иногда их делали из золота, чаще – из дерева и щедро украшали художественной резьбой, росписью, драгоценными камнями.

В Древней Греции этот предмет мебели начали выпускать в массовом порядке. Греческие мужчины предпочитали ложа-клинья, словно зовущие прилечь и расслабиться. Женщины и дети сидели на легких стульях с серповидными ножками – их называли «клизмосы». Также в античной Греции в большом ходу были стулья с плетеным сиденьем и табуреты на крестообразной раме, «заимствованные» у египтян. Подобные табуреты носили за свободными греками их рабы.

В Древнем Риме главенствовал высокий имперский стиль, поэтому стулья быстро превратились в мебель статусную, чиновную. Консулам и преторам полагались парадные (курульные) кресла с квадратным сиденьем и крестообразными ножками, высшим чиновникам и почетным гражданам – скамьи с двойным сиденьем. Поскольку стулья были олицетворением власти, их тоже постоянно носили за «властными лицами» рабы, поэтому в ходу были складные стулья, украшенные слоновой костью.

Иерархия наблюдалась и в частных апартаментах: главы семейств восседали в креслах, богато отделанных мрамором и бронзой. Бывало, что эти кресла не уступали по богатству императорскому трону. Женщинам, как и у греков, полагались простые стулья, хотя и с удобной полукруглой спинкой.

В Средневековье опасной ересью считался любой комфорт, будь то изогнутая спинка стула или удобные подлокотники. Тяжелые, монументальные, тянущиеся ввысь средневековые стулья напоминали готические соборы в миниатюре. В их стиле властвовала вертикаль – и никаких намеков на «греховные» округлости! На стульях-тронах сиживала знать – простолюдины довольствовались грубыми скамьями и сундуками, выполнявшими двойную функцию: сиденья и гардероба.

Но творческая мысль не стояла на месте и в «темные века»: умельцы додумались до складных стульев-треног и даже до туалетных стульев с вырезанным отверстием на сиденье. К такому «стульчаку», стоявшему обычно в спальнях, прилагался сосуд вполне функционального назначения.

В романскую эпоху появились столь любимые ныне вращающиеся стулья. Отношение к ним католической церкви отразилось в названии – «лютеранские». Воистину, ну как можно, вращаясь на этом еретическом изобретении, вознестись мыслями к небу?! Голова бы кругом не пошла…

Эпоха Возрождения потребовала от мебели удобства – и спинки стульев стали искривляться в соответствии с изгибами позвоночника, а на сиденья начали класть бархатные подушечки и коврики. Стул превратился в важную деталь интерьера, появилась «кокетка» – «стул для болтовни»: его широкое сиденье в форме трапеции позволяло оценить красоту складок дамского платья.

В XX веке стул стал вызовом для дизайнеров: каждый мастер стремился создать идеальную конструкцию

С наступлением эпохи барокко форма стульев достигла пика вычурности. Декоративные завитушки и ракушки, геральдика на спинках, гнутые ножки-кабриоли с токарной резьбой и подлокотники с подушечками, щедрая позолота и атласная обивка, подчеркнутая латунными гвоздиками, – все это вместе почти утопило в деталях благородные пропорции стула эпохи Возрождения.

XVII век обогатил мебельный арсенал и некоторыми весьма удобным стульями – например, шезлонгом (фр. chaise longue – «длинный стул»). О назначениях шезлонга говорят их названия: «лодка» (два кресла и табурет между ними) и «разбитая герцогиня» (кресло с приставленным к нему мягким табуретом).

До конца XVIII века в дизайне стульев отражалась общественная иерархия: монархи восседали на тронах, высшая знать – на богато украшенных сиденьях, придворным полагались низкие складные стулья. Право сидеть в присутствии короля считалось высочайшей привилегией, коей удостаивались единицы.

В допетровской России, как в Древнем Египте, в присутственных местах не было иных стульев, кроме тронов. Да и на них цари водружали свои чресла лишь в особых случаях, обычно «тронные стулья» торжественно несли вслед за монархами. На иноземцев это производило сильное впечатление. Самое яркое воспоминание немецкого путешественника XVII века Олеария о загадочной Московии – это торжественный вынос красного стула за царем Михаилом Федоровичем.

Иван Грозный восседал на привезенном из Византии шедевре итальянских мастеров, украшенном рельефами на античные и библейские сюжеты. Борис Годунов – на отделанном бирюзой золотом подарке персидского шаха. А Алексей Михайлович – на так называемом Алмазном троне, инкрустированном восемью сотнями бриллиантов и рубинов! Это был дар Армянской торговой компании и лично купца Захария Сарадарова. Трон изготовили в персидском городе Исфахане в 1659 году.

Обычные русские жилища обходились лавками. Люди побогаче оббивали лавки войлоком и сверху покрывали дорогим сукном с галуном или сафьяном, а в домах поскромнее хозяева ограничивались более экономными «полавочниками», сафьяновыми «тюшаками» (тюфяками) и «бумажниками» – матрасами из «хлопчатой бумаги».

Пока русский царь Петр рубил окно в Европу, импортируя оттуда все, включая стулья, сама Европа становилась все более утонченной и изнеженной. На смену пафосному барокко пришло откровенно гедонистическое и эротичное рококо: округлой формы стулья, кресла и канапе с мягкими сиденьями и спинками словно приглашали не только присесть, но и принять непринужденную позу, подходящую для светского флирта и игривой беседы.

В XVIII веке появились первые именные стулья. Английская мебельная отрасль эпохи уходящего рококо неотделима от лондонского мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла. Стул Чиппендейла имел спинку с ажурной резной планкой и резные ножки-кабриоли с основаниями «лапки-шары». Мода на «чиппендейлы» захватила весь мир: в только что обретших независимость Северо-Американских Штатах подобный стиль получил патриотическое название «федеративный».

Классицизм был своеобразной реакцией на приторно-сладкое рококо. Стулья снова стали походить на троны, а не на будуарные бонбоньерки. В Англии моду диктуют легкие «античные» стулья и кресла знаменитого архитектора и дизайнера Роберта Адама – с ажурными, обитыми или плетеными спинками, а также фирменные стулья мастера Джорджа Хеплуайта со спинками в форме щита и неоготические «виндзорские». А в России начинает завоевывать рынок продукция семейного предприятия немцев Гамбсов. Об их классических стульях сегодня помнят благодаря знаменитому роману Ильфа и Петрова.

В 1842 году Михаэль Тонет запатентовал метод изготовления мебели из гнуто-клеенной древесины. Удобный «венский стул» оказался по карману и среднему классу, и беднякам. С него началась массовое производство мебели. Самый знаменитый из «венских стульев» фирмы Thonet – модель №14 – состоял всего из шести деталей. К концу XIX века было продано 15 миллионов таких стульев.

В XX веке стул стал вызовом для дизайнеров и архитекторов: каждый мастер стремился создать идеальную конструкцию. Знаменитый шотландец Чарльз Ренни Макинтош спроектировал стул со спинкой, неестественно вытянутой вверх, а снизу продолженной до пола. В 1928 году великий Ле Корбюзье представил шезлонг Model B306 – почти лежанку, идеально подходящую для сеансов модного тогда психоанализа. В 1933 году финский архитектор Альвар Аалто изобрел трехногую табуретку, которая и сегодня успешно продается по всему миру. Итальянские консольные табуретки Mezzandro (1957) братьев Кастильоне напоминают консервный нож. Кресло Sacco (1968) дизайнеров Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро легко принимает форму человеческого тела. Кресло Up 5 (1969) итальянца Гаэтано Пеше сделано из пенополиуретана и не имеет жесткого каркаса. Его упаковывают под давлением, но стоит разорвать упаковку – и кресло раздувается до внушительных размеров!

…Стулья из квадратной в сечении трубы или с сиденьями-чашами на подставке; кресло-трансформер, способное превратиться в кушетку... Что еще преподнесут нам фантазеры-дизайнеры?!

Фото: Aisa/Russian Look, Alamy/Photas, Fotobank.com/Bridgeman, Richard Bryant/Arcaid/Photas

Из архива «Как потратить»

Читайте также