Изобрести велосипед: два колеса как способ объединить страну

В Великобритании на благо Отечества «трудятся» велосипеды Pashley

Уличные велосипеды, которые можно арендовать в одной части города и оставить в другой после поездки, появились в Лондоне в 2010 году. С тех пор программа по пересадке жителей мегаполиса из уютных кресел машин на полезные для окружающей среды велосипеды набирает популярность. Однако были у лондонцев и жалобы – велосипеды, известные в народе как Boris Bikes (от имени мэра города Бориса Джонсона, при котором они появились), были тяжелые, их шины часто не выдерживали нагрузки от автомобильных дорог (в Лондоне велосипедисты едут по выделенной для них части дороги наравне с машинами. – Прим. ред.).

Поэтому в 2017 году городские власти обратились к старинному британскому производителю велосипедов Pashley. И тот придумал новую модель – с более тонкой рамой, легкими колесами, проколо­устойчивыми шинами и системой тормозов Shimano, которая в час пик на загруженных дорогах вполне способна сохранить велосипедисту жизнь. Когда же в сентябре 2018 года подобную велосипедную схему запустили в Эдинбурге, все велосипеды изначально были Pashley.

И пока местные самоуправления официально считают эту схему новой эрой в развитии общественного транспорта, в Pashley лишь понимающе улыбаются, так как свое существование компания начала в 1926 году, практически моментально завоевав сердца британцев и став не только транспортом, но и культурным феноменом. Уже тогда владельцы велосипедов Pashley начали объединяться в клубы и устраивать гонки. Во время Второй мировой именно велосипеды Pashley стали лучшими помощниками фронта, где трехколесную версию использовали для транспортировки оружия, писем, провизии и раненых. На самом велосипедном предприятии в эти годы производили артиллерийские установки и кареты скорой помощи. А сразу после войны компания сильно расширила производство моделей велосипедов для мелкого бизнеса – когда в конструкции предусмотрен рекламный щит, прилавок, тележка или ларек для торговли.

А еще были традиционные британские молочники, которые по утрам доставляли жителям городов бутылки с серебристыми крышками. Эта благоговейная картина традиционной Британии была бы неполной без велосипедов Pashley. Именно на них молочники развозили не только молоко, но и дух комьюнити! Были еще мороженщики, которые в теплое время года колесили по району и созывали детей веселыми мелодиями. Тоже на Pashley.

Своим успехом компания обязана тому, что уже в 1930-е годы ее основатель Уильям Рэтбоун Пэшли сосредоточился на легких и прочных велосипедах, в том числе для транспортировки чего бы то ни было. В 1936 году после переезда в Астон уже все детали Pashley производились вручную; тогда же в компании начали применять технологию изготовления велосипедов, когда все металличес­кие детали рамы сваривались вместе. Позже эту технологию, которая теперь является стандартом для велопроизводителей, переняли другие.

Велосипеды Pashley – символ Британии наряду с двухэтажным автобусом и телефонной будкой

В 1960-е, когда Пэшли-старший ушел на пенсию, его сын перевез производство в родной город Шекспира – Стратфорд-на-Эйвоне, где оно находится до сих пор. Именно он придумал легендарную модель Pashley Picador, предназначенную для шопинга. В Великобритании 1960-х их продавали тысячами. Юные домохозяйки в летящих платьях и коротких шортах, везущие покупки из магазина на Pahsley, – практически британский вариант пинапа.

Еще одна очень популярная модель – тандемы (велосипеды для двоих). У Pashley они были легкими и мобильными. В 1970-е в Великобритании эта модель переживала второй расцвет (первый был во время Второй мировой). Но самое важное для самой компании – в 1970-е Pashley начала сотрудничать с Королевской почтой (Royal Mail) и производить красные велосипеды, с помощью которых по стране развозили посылки и письма. Сотрудничество длилось 40 лет, а велосипеды предприятия вошли в ряд «красных» символов страны: двухэтажный автобус, телефонная будка, почтовый велосипед.

Еще один интересный шаг компания сделала в 1980-е. В то время как остальные фирмы снимали традиционные велосипеды с производства и переходили на более современные модели, Pashley сосредоточилась на изготовлении моделей дизайна 1920-х годов. В 1990-е же компания начала осваивать производство велосипедов для экстремальных гонок, что и позволило в 2017-м создавать очень легкие и прочные модели, удобные для городских дорог.

Изначально и до их пор Pashley сотрудничает с традиционным британским производителем стальных труб для рам, которые известны прочностью и легкостью, – Reynolds 531. «Часто сталь считают устаревшим материалом, но на самом деле это отличный материал для создания велосипеда, – считают в Pashley. – Высокопрочная сталь прочнее сплавов алюминия или титана. Сталь также отлично ведет себя при больших нагрузках и хорошо переносит стресс, который обычно испытывает рама велосипеда». В Pashley уверены, что стальная рама дает больше ощущения комфорта, при этом позволяя получить более острые впечатления от поездки.

Второе чисто «британское изобретение», которое используют при производстве Pashley, – сиденья для велосипедов Brooks England. «Brooks – это Rolls-Royce в мире сидений, смеются в компании». Основное свойство этих сидений – как и традиционная британская обувь John Lobb, со временем эти сиденья принимают форму «владельца» и с годами становятся только лучше и комфортнее.

Читайте также