В отрыве от воды: создана первая в мире «летающая» яхта!

Цена вопроса – один миллион евро. Зато возможностей – бездна

Главными новаторами в яхтинге по традиции считаются голландцы, немцы, итальянцы и британцы. В спину им дышат турки и французы, а также норвежцы, ставшие чуть ли не ведущими экспертами по экспедиционным мегаяхтам. Но самая громкая сенсация последнего года на увлекательном рынке роскошных плавсредств пришла вопреки ожиданиям с Ближнего Востока. Компания Enata Marine из Шарджи, что в Объединенных Арабских Эмиратах, разработала и построила первую в мире «летающую» яхту – Foiler (от англ. foil – крыло).

Новинка стоимостью 1 млн евро имеет брутальный корпус с узким и почти вертикальным носом и оснащена изогнутыми подводными крыльям. Все сделано из легкого и сверхпрочного углеродистого волокна. Раньше похожие штуки частично использовались в смежных отраслях – на парусниках и в кайтсерфинге. Кстати, именно последний фактичес­ки и дал старт проекту: Enata Marine создана семьей яхтсменов и кайтеров. Раньше они выпускали профессиональные дроны, спортивные парусные яхты и фойл-кайты, то есть доски с подводным крылом. В Foiler соединились все их наработки и ноу-хау. В проекте еще участвуют швейцарцы Hydros, которые разрабатывают морскую архитектуру для самых современных мультикорпусных судов и консультируют, в частности, итальянскую команду Luna Rossa Challenge в 35-м Кубке «Америки».

Foiler в стандартном режиме расходует на 50% меньше топлива, чем другие открытые лодки такого размера: благодаря крыльям ей не нужно преодолевать огромное сопротивление воды, которое почти в 800 раз выше, чем сопротивление воздуха

Облик Foiler предельно кинематографичен. От такой, наверное, не отказался бы герой Джейсон Стетхэма, Джеймс Бонд или Бэтмен. На скорости 12 узлов (22 км/ч) надо нажать кнопку активации, и подвод­ные крылья начинают раскрываться и приподнимать корпус над поверхностью – похоже на самолет на полосе аэродрома. Уже на 18 узлах (33 км/ч) десятиметровый «Фойлер» выходит на глиссирование и парит над морем на высоте 1,5 м. Инновационное решение минимизирует сопротивление воды и качку. Лодка максимально разгоняется до 40 узлов (75 км/ч). Ее конструкция гарантирует легкое и простое прямое управление. Яхте не нужно разрезать волны при поворотах, поэтому по отзывчивости на движения штурвала она сравнима со спорткаром.

Крылья можно открывать не только на спокойной глади, но и при волнах высотой до пары метров, что равносильно шторму до пяти баллов по шкале Бофорта. Бурление воды Foiler совершенно не мешает. Она не прыгает на волнах, так что качка на борту ощущается минимально. В более экстремальных ситуациях достаточно просто нажать кнопку, чтобы крылья сложились, и продолжать движение как классическая лодка. Кстати, перемещение на подвод­ных крыльях не создает волну и, как следствие, не тревожит морскую среду – это бонус для тех, кто заботится об экологии.

В движение судно приводится гибридными двигателями, что тоже довольно смело и необычно для открытой яхты длиной всего 10 м. У нее два дизельных мотора мощностью по 320 лошадиных сил (примерно такой, к примеру, у новой Audi Q8) и вдобавок пара электрических генераторов.

На скорости до 10 узлов – например, в маринах, мелких бухтах или на рыбалке – можно идти абсолютно бесшумно. При этом совершенно не расходуется топливо, а емкости батареи хватает примерно на десять минут. Чтобы заново зарядить генераторы, нужно некоторое время двигаться на дизеле. В результате часть выработанной энергии будет накоплена в аккумуляторе.

Максимальная скорость достигается в смешанном режиме, когда все четыре мотора слаженно работают вместе. Foiler в стандартном режиме расходует на 50% меньше топлива, чем другие открытые лодки такого размера. Причина опять же проста – благодаря крыльям ей не нужно преодолевать огромное сопротивление воды, которое почти в 800 раз выше, чем сопротивление воздуха. А еще, и это большое преимущество «полета» на подводных крыльях и гибридных продвинутых двигателях, Foiler двигается очень тихо даже на высоких скоростях. В современном бурлящем и перенасыщенном техногенными звуками мире это дорогого стоит.

После выпуска первого «Фойлера» Enata Marine разработала три новые версии модели. GT – спортивный вариант со специальной расстановкой кресел, чтобы пассажиры получили максимальный заряд эмоций. Azure – семейная версия с двумя раскладными диванами-лежаками и открытой планировкой. И наконец, Royale – с тремя диванами и складными столиками. Все рассчитаны на восемь пассажиров. Несмотря на высокую цену, за лодкой выстроилась очередь, и сейчас получить Foiler можно примерно через год после заказа.

КОНКУРЕНТЫ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В созданную Enata рыночную нишу активно потянулись конкуренты. Например, французы SEAir сделали летающий катер Flying RIB с резиновыми бортами (от Rescue Inflatable Boat – спасательная надув­ная лодка). Они выпустили версию длиной 5,5 м. В 2019–2020 годах появятся варианты длиной до 9 м. А еще у них есть игривый вариант раскраски бортов в бело-синюю широкую полоску от Луи-Мари де Кастельбажака, сына знаменитого новатора моды 1980–1990-х Жан-Шарля де Кастельбажака.

Есть и парусники, оснащенные по похожей технологии. Французский гигант Beneteau, которому принадлежит чуть ли не половина рынка небольших серийных парусников, произвел 11-метровую яхту Figaro Beneteau 3. Она спроектирована студией Van Peteghem Lauriot-Prevost – ее лодки победили в двух последних кругосветках Vendee Globe. Новый парусник получил пару крыльев, выгнутых в отличие от Foiler наружу, а не внутрь. Они помогают яхте улучшить момент выпрямления, повышая стабильность и легкость хода.

Читайте также