Владелец компании «Лествица» и его «жаркое» хобби

Почему Анатолий Кожухов отдал предпочтение художественной ковке?

Художественной ковкой я увлекся в 1999 году. Однажды, совершенно случайно, я как архитектор пришел размещать заказ на изготовление балконного ограждения для частного коттеджа. И впервые увидел работу кузнеца…

Тот, кто когда-либо наблюдал, как в глубине горящего горна из несуразного куска металла рождаются великолепные произведения декоративно-прикладного искусства, знает – оторваться от этого зрелища невозможно. Наблюдаешь за процессом художественной ковки, и у тебя возникают ассоциации с сражениями и битвами, с клинками и доспехами. Начинаешь чувствовать, что весь путь цивилизации берет начало именно отсюда – из горящего горна.

В первое свое посещение кузницы я невероятно увлекся работой кузнеца, ловил все его движения, следил за изменениями, которые происходили с металлом. А когда я вернулся домой, то увидел наполненные ужасом глаза жены. Оказалось, что моя одежда насквозь испещрена тысячами маленьких дырочек. Они были прожжены мелкими кусочками окалины, отлетающими в момент ковки металла. И я даже ничего не почувствовал, а на теле не осталось никаких ожогов!

С этого момента я заболел художественной ковкой. И вместе с друзьями, такими же увлеченными, как я, мы начали строить кузницы. Надо сказать, современные кузницы выглядят совсем не так, как их предшественницы: в них уже нет копоти от угля, используются газовые горны, применяются новейшие технологические ходы. Ведь на разном топливе – угле, коксе, газе – можно делать разные вещи. Мы не просто меняем производственную среду, мы видим нашу задачу в сохранении традиций кузнечного дела, воспроизведении старинных образцов ковки, создании новых оригинальных предметов и деталей – того, что раньше технологически было просто невозможно.

Диапазон продукции кузнечного производства очень широк: от настольной визитницы и подсвечника до навесов размером в сотни квадратных метров. Мы выполняем заказы застройщиков и частных лиц, рестораторов и реставраторов. Чаще всего это элементы декора – как интерьеров, так и фасадов зданий, а также малые архитектурные формы в садах и парках. Каждый день из кузниц выходит что-то новое, и каждый день мы получаем удовольствие от того, что мы это сделали.

Процесс ковки дает человеку ощущение возможности не только управлять огнем, но и своими руками делать то, что доступно немногим

Первое ощущение, на которое я обратил внимание, когда сам встал к горну – что в процессе ковки время летит чуть ли не в 10 раз быстрее, чем в обычной жизни. Так происходит потому, что в этот процесс ты вовлекаешься целиком и полностью, ты должен быть максимально организован и сосредоточен. Одно неверное движение, какие-то доли секунды – и заготовка может сгореть, а значит, вся работа, которая была проделана на протяжении нескольких часов, пойдет прахом. Когда пишешь картину, то всегда можно что-то поправить, наложить на холст мазок-другой. Но представьте себе пластику металла! Какой-то один удар может быть чуть сильнее, и объем металла становится более уплощенным, чем нужно. А вернуть металлу прежнюю форму невозможно, это уже выброшенный материал.

Видения того, что вы создаете, недостаточно. Здесь нужна точность расчета, знание температуры металла, знание того, как он себя поведет. Кроме того, нужно все это чувствовать. Однажды наступил момент, когда я понял, что чувствую металл… Хотя, безусловно, мои технические навыки ни в какое сравнение не идут с навыками тех кузнецов, которые проработали по пятнадцать-двадцать лет. Это сильные, физически подготовленные люди.

Не случайно на кузнице легко приживаются ребята, которые прошли так называемые «горячие» точки. Они ищут в жизни место, где могут быть самими собой. И, находясь рядом с горном, выковывая металл, в определенные моменты они обретают психологическое равновесие. Процесс ковки позволяет человеку почувствовать свое совершенство, дает ощущение возможности не только управлять огнем, но и своими руками делать то, что доступно в этой жизни немногим.

Последние годы эта профессия переживает свое возрождение. В художественную ковку приходят выпускники Мухинского, Строгановского училищ. Они привносят в это традиционное ремесло свое художественное видение, знание истории искусства, культуры, архитектуры, знание современных технологий. В кузнечную жизнь вливается новое, ранее совершенно от нее удаленное движение художников-профессионалов. В мире нигде такого нет. И это нельзя назвать модой – это отражение потребности души.

Мы много ездим по нашей стране, участвуем в кузнечных фестивалях в разных городах. У каждого фестиваля своя история. Например, в Торжке каждый год выковывается посох Деда Мороза. Некоторые фестивали проходят в рамках разовых проектов. Так, в Соловецком монастыре мы всем кузнечным российским миром ставили кованую версту. Вообще, это потрясающее действо – когда со всей страны собираются талантливые люди, встают перед горном, и начинается процесс, которого или раньше не существовало, или он был по какой-то причине утрачен, уничтожен, и возникает вдохновение новой жизни, нового смысла

Из архива «Как потратить»

Читайте также