Плавучий дворец: как и где почувствовать себя королевой

Это не так уж сложно: нужно всего лишь арендовать экс-королевскую яхту Britannia

Куда сбегала королева Елизавета II, когда ей хотелось покоя и побыть собой? Где то единственное место, в котором она могла отдохнуть? Легенда гласит: на королевской яхте Britannia! Но в 1997 году яхту списали из состава флота Великобритании и пришвартовали в Эдинбурге, где она стала популярным музеем. Во время церемонии «закрытия», которая прошла в Портсмуте 11 декабря 1997 года, обычно сдержанная королева обронила слезу.

За год до отправки яхты в Эдинбург служащий кабинета министров Великобритании получил записку от заместителя частного секретаря Елизаветы II сэра Кеннета Скотта, в которой отмечалось, что тот намеренно не участвовал в дебатах по поводу списания яхты, так как не хотел, чтобы в газетах появились заголовки «Королева требует яхту».

Однако, намекает Кеннет, молчание со стороны дворца не означает, что королева не заинтересована в вопросе. Напротив, отмечает он, «королева будет приветствовать решение, при котором в XXI веке будет найден способ предоставить нации те услуги, которые предоставляла Britannia». А именно: плавучий дворец, плавучее посольство, плавучая торговая палата.

Контр-адмирал сэр Роберт Вудард вспоминал, что Ее Величество как-то обронила: «Те, кто знает о нашем существовании, в курсе, что Букингемский дворец – это офис. Виндзорский замок – для выходных и государственных приемов. Сандрингемский дворец и замок Балморал – для отдыха. Но я бы не назвала это выходными и отдыхом, потому что обычно летом в Балморал приезжает до 90 человек сразу. Мой единственный отпуск длится от Портсмута до Абердина на яхте Britannia, где я могу вставать, когда хочу, носить, что хочу, и быть свободной».

...Здесь играли в теннис и устраивали скачки игрушечных лошадей, смотрели фильмы, в том числе «Джеймса Бонда», и заезжали на пикники на удаленные острова (в числе которых Галапагосские острова и остров Пасхи). Здесь могли постирать, высушить и выгладить до 600 рубашек в день. Только тут гостей могли усадить на дешевые раскладные стулья, купленные принцем Филипом. Это также был единственный корабль в составе британского флота, где приказы отдавались языком жестов в полной тишине, а матросы до 1973 года спали в гамаках.

Вообще атмосферу можно было описать как «веселое отношение к строгостям». Так, к младшему поколению приставляли члена экипажа – «бортового папу», – который отвечал за «развлечения». Помимо купаний в надувном бассейне и сессий поедания желе, детей занимали уборкой. Дочь королевы принцесса Анна вспоминает в интервью, как часто начищала палубы и перила. Однажды старший сын королевы выкинул за борт мяч и потребовал «бортового папу» достать его. Операцию по спасению мяча провели успешно, так как решили, что это хороший шанс протестировать осадку яхты. Но когда мяч улетел в воду во второй раз, королевскому отпрыску пришлось проститься с игрушкой!

На яхте у королевы появился шанс сделать что-то с нуля. И так, как хотелось именно ей. И ее супругу

Дипломат сэр Роджер ду Буле вспоминал, что однажды он оказался на яхте в момент, когда там разыгрывали домашний спектакль на тему жизни в Полинезии. Герой, которого играл член экипажа, был раздет до пояса, а королева приседала перед ним на колени и надевала на него... бюстье!

Но Britannia – не только место отдыха. Это максимально приближенное подобие собственного дома для королевы. Во-первых, потому что она не владеет замками, в которых живет, а во-вторых, потому что все эти замки были обставлены поколениями ее предков, но не ею. На яхте же у нее появился шанс сделать что-то с нуля и так, как хотелось именно ей. И ее супругу.

Однако роскошными по современным стандартам интерьеры не назовешь. Они изысканные, но довольно скромные. Так, королева решила оформить свою небольшую спальню в светлых тонах (белый с зелеными акцентами) и использовать кружева. Из роскоши в королевской спальне – вышитое пано с цветами в изголовье кровати и розовые абажуры. Королева также хотела камин, но из соображений безопасности поставили электрический. А вот спальня принца Филипа больше похожа на кабинет из темного дерева, в котором много книг, рабочее место и как бы случайно оказавшаяся тут узкая кровать.

Стоит вообще отметить, что кровати в обеих спальнях – будто из музея. Увидев их, человеку, знакомому с форматом кровати King size, хочется воскликнуть: «Как раньше люди помещались на таких маленьких и узких кроватях?!» Если бы не парадно-бордовое покрывало, шторы и пышное кресло в розах, то можно было бы подумать, что это тюремная камера в одной из развитых богатых стран. Даже постельное белье для обеих спален взяли из сундуков королевы Виктории!

Такая сдержанная роскошь – дань тяжелым временам, которые страна переживала после Второй мировой войны. Именно поэтому на церемонии спуска яхты на воду в Глазго 16 апреля 1954 года королева посчитала шампанское непозволительной роскошью и откупорила вино. Кстати, во время спуска шел дождь, но это не помешало толпе в 30 000 человек собраться, чтобы поприветствовать Елизавету II и ее трехуровневую яхту.

Интересно, что, согласно задумке, в случае военных действий яхта могла служить плавучим госпиталем на 200 пациентов. Здесь даже были предусмотрены медицинские кабинеты и операционная.

В 1986 году на яхте в Великобританию было переправлено более 1000 беженцев, бежавших от гражданской войны в Йемене. Также, согласно операции Candid, в случае ядерной войны королевская семья и министр внутренних дел могли уплыть на яхте в открытые воды со стороны Шотландии.

Однако в обычной жизни яхта чаще служила отелем для проведения медового месяца августейших новобрачных (включая принца Чарльза и принцессу Диану) и светских ужинов. Известно, что во время брачного путешествия принцесса Маргарет с супругом Энтони Армстронг-Джонсом каждый вечер ужинали на палубе при полном параде. Диана, напротив, любила нарушать протокол. Команда вспоминает, как она играла на фортепиано и пела с матросами известную народную песню «What shall we do with a drunken sailor?» («Что будем делать с пьяным матросом?»)

За 43 года ее пребывания на воде яхту посетили Дуайт Эйзенхауэр, Джеральд Форд, Рональд Рейган, Билл Клинтон. Тут ужинали Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Нельсон Мандела. Всего было проведено 696 визитов на высшем уровне, из которых 272 в британских водах.

Обычное меню королевы во время круиза выглядело примерно так: на закус­ку – консоме из томатов и красного перца, а также скампи, приготовленные в сливках и шерри с кайенским перцем, – типичное американское блюдо. Основное блюдо – курица, тушенная с кабачками, зелеными овощами и молодым картофелем. Салат – в изобилии. На десерт – чай, бисквитное печенье и мороженое из ананаса. Известно, что королева никогда не говорит никому, какое у нее любимое блюдо, дабы избежать комичной ситуации, когда ей везде будут подавать только его!

...Но в 1997 году лейбористское правительство Тони Блэра решило отправить яхту на пенсию, несмотря на то что только с 1991 по 1995 год мероприятия на борту помогли казне заработать 3 млрд фунтов. При этом содержание яхты обходилось правительству в 11 млн фунтов в год, что ощутимо перевесило эффект «мягкой силы», который Britannia создавала для короны.

Любопытный факт: в 2018-м принц Филип совершил тур в Австралию, куда на круглый стол, посвященный сохранению коралловых рифов, были приглашены главы крупных местных бизнесов. Многие отправили на мерпориятие своих заместителей. После чего Филип отметил: если бы он пригласил этих людей на яхту Britannia, явка определенно была бы стопроцентной. Потому что быть принятыми на яхте хотели все: это было знаком того, что тебя пригласили в королевскую семью.

Сегодня яхту Britannia можно посетить как музей или арендовать для частного мероприятия.

Фото: Getty Images; East News

Читайте также