Бархатный сезон: как устроено производство дорогих тканей в Италии

С 1700 года производственные и художественные традиции тех времен бережно хранит семья Бевильаква

Еще в начале второго тысячелетия нашей эры в Италии существовало несколько важных центров, где создание художественных тканей достигло высочайшего уровня сложности и великолепия. Это Флоренция, Лукка, Генуя. Но историк Антонио Сантанджело, автор знаменитой книги об итальянских художественных тканях XII–XVIII веков, считает, что «особенно в Венеции любовь к роскоши, в том числе к тканям с рельефным узором из золотых и серебряных петель, была врожденной и благодаря этому венецианская культура так органично вписалась в общий контекст европейского Ренессанса».

Множество указов правительства Светлейшей Республики свидетельствуют о том, какое большое значение придавалось там производству роскошных тканей, являвшемуся важнейшей отраслью экономики и предметом гордости венецианцев.

Чтобы это производство защитить и способствовать его развитию, в 1365 году было запрещено распространение иностранного бархата и шелка, а в 1370-м ремесленников разделили на samiteri – производителей парчи и других шелковых тканей – и veluderi, изготавливавших исключительно бархат. По сути, бархат был предметом профессиональной гордости, его созданию венецианские ткачи отдавали все свои творческие силы и мастерство, и, несмотря на конкуренцию со стороны других итальянских городов, Венеция вскоре обрела явное преимущество в изготовлении дамаста и бархата. Сантанджело постоянно подчеркивает: «Если венецианцы искали в бархате гармонию роскошных цветовых сочетаний, то лучших ткачей Флоренции заставляли привносить в ткани графические знаки и символы своей гуманистической цивилизации».

В 1365 году в Венеции было запрещено распространение бархата и шелка иностранного производства

Другими словами, благодаря особому географическому положению Венеции, служившей мостиком между Западом и Востоком, наиболее искусные венецианские ткачи очень скоро стали специализироваться на производстве парчи, бархата и дамаста, которые были не только совершенными по качеству, но и непревзойденными по своим эстетическим характеристикам. Это ремесло входило в число самых престижных и ценных. Сегодня производственные и художественные традиции тех времен бережно хранит и на высочайшем уровне поддерживает семья Бевильаква.

Первые документы, свидетельствующие о том, что семья Бевильаква связана с производством дорогих тканей, относятся к 1700 году, хотя компания была основана только в 1875-м. Прошло уже почти полтора столетия, а она по-прежнему принадлежит той же семье. Марио Бевильаква – один из владельцев и руководителей компании. В его команду входят несколько опытных мастеров, несколько членов семьи, его жена Паола, а также сыновья Джанлука и Эмануэль – представители уже пятого поколения Бевильаква.

«Как и в момент создания нашей компании, все в ней делается силами семьи: от замысла до эскиза, от выбора красок и пряжи до изготовления ткани на ткацком станке», – рассказывает Марио и добавляет, что этот процесс до сих пор осуществляется на старинных ткацких станках XVIII века с деревянными рамами, которые необходимы для создания особого бархата soprarizzo (букв.: «над завитком», с рельефным рисунком, по-русски он называется «рытый бархат»).

Бархат soprarizzo, возможно, один из самых эффектных и сложных произведений мастерской Bevilacqua. Его характерная особенность – рельефный рисунок, возникающий благодаря ворсу разной высоты. Это достигается за счет трудоемких и исключительно точных операций, производимых вручную искусным ткачом. Ворс частично подрезают, частично оставляют длинным, создавая неповторимый эффект глубины и объема. Надо сказать, что все эти операции требуют большого мастерства, опыта и сообразительности, даже если речь идет об очень грамотном работнике.

Венецианец до мозга костей, Марио владеет магазинами Bevilacqua на площади Сан-Марко и площади Санта-Мария-дель-Джильо. Здесь можно найти лучшие ткани, которые когда-либо выпускались: бархат, созданный по византийским мотивам или навеянный стилем ар-деко, дамаст с бесконечным выбором цветов и легендарный петельчатый аксамит с богатыми золотыми и серебряными вкраплениями. Перед вами открывается целая вселенная роскоши, которая завораживает и манит, привлекая известные имена из мира моды и дизайна интерьеров. Изготовленные в мастерских Bevilacqua эксклюзивные бархат и дамаст использовали, в частности, Gucci, Prada, Dolce & Gabbana для создания особых моделей одежды и аксессуаров. Рытый бархат из Венеции производства Bevilacqua украшает резиденции многих европейских монархов. Двенадцать бесценных стульев работы Андреа Брустолона, краснодеревщика эпохи барокко, обитых красным бархатом, к созданию которого приложила руку команда Марио, выставлены на всеобщее обозрение в Квиринальском дворце, официальной резиденции президента Итальянской Республики в Риме.

Сложные технические навыки, глубокие художественные познания, особая ловкость рук, столь необходимые в создании тканей, нынче удел всего нескольких мастеров: ни одна школа в мире не сможет объяснить ученику, насколько уникальны творения Bevilacqua, отмеченные ЮНЕСКО как всемирное наследие человечества. Именно интерес со стороны ЮНЕСКО заставил семейство Бевильаква, обычно закрытое, чуть выйти из тени. «Мы никогда не ищем бизнес-партнеров ни среди модельеров, ни среди декораторов, – объясняет Марио. – Они сами находят нас».

Более того, тут собирают уникальную коллекцию, разыскивая отрезы и лоскуты по всему миру. Здесь уже представлены образцы эпохи Возрождения и барокко, XVIII века и стиля ар-деко. «Это собрание – главный источник вдохновения при создании современных тканей», – уверяет Марио. Но и современные ткани продолжают оставаться вещью элитарной. «Естественно, ткани в нашей мастерской выпускаются очень небольшими объемами. Это объясняется тем, что для них необходимы дорогие материалы, да и сами они получаются дорогие. К тому же у нас очень сложный процесс производства, мы используем уникальные технологии. И мы всегда, с самого начала, старались поддерживать высочайшее качество, на том и стоим. Мы до сих пор производим неповторимые материалы, потому что сохранили старинные ткацкие станки с деревянными рамами, потому что не растратили традиционные навыки и умения, которых не осталось больше нигде. Потому что мы много вложили в совершенствование этого искусства, которое не исчезло с годами, а продолжает жить, о чем свидетельствует интерес, который люди проявляют к нашим изделиям».

Читайте также