Как совершить путешествие во времени в 1898 год

Очень просто: нужно отправиться в гости. А точнее – Vgosti

Предприимчивый трактирщик, его утонченная дочь, прогрессивный студент-медик, зачитывающийся произведениями Николая Чернышевского, прозорливый городовой, кухарка, озадаченная происходящей перед ее глазами любовной драмой, — в такой компании можно запросто провести день. Все эти любопытные персонажи — герои иммерсивного спектакля с коротким названием «1898», где у зрителей есть шанс стать свидетелями — или даже активными участниками — реальных событий, которые происходили в Петербурге в 1898 году. Увлекательные спектакли разыгрываются на Васильевском острове в необычном пространстве Vgosti, а все герои сюжета являются прототипами обычных представителей своего сословия конца XIX века.

Проект Vgosti — новый формат образовательного досуга, который совмещает в себе театральный, иммерсивный и интерактивный жанры. «Основная цель проекта — воссоздание сцен и ситуаций из повседневной жизни Петербурга, осмысление глобальных исторических событий через призму жизни простого горожанина», — объясняют основательницы пространства Вера Журавлева и Вероника Васенева.

В конце XIX века трактир был своего рода клубом, центром социальной жизни, где заключались сделки и собирались дружеские компании, куда приходили отдохнуть и звали на свидания.

Действие спектакля «1898» происходит одновременно сразу в нескольких помещениях трактира. Такой подход позволяет увидеть события с разных сторон: глазами половых, работающих в трактирном зале, или кухарки, стряпающей блюда для званого приема; пережить бурные эмоции выдаваемой замуж молодой дочери трактирщика в ее гостиной или разделить революционные настроения студента, снимающего меблированную комнату.

Зрители имеют полную свободу выбора и сами решают, какую сцену им смотреть и как передвигаться по залам. Можно, к примеру, постоянно следовать только за одним персонажем или, наоборот, наблюдать за развитием разных сцен. В любом случае количество зрителей не должно превышать 25 человек, чтобы не создавать сутолоки и не разрушить атмосферу XIX века.

Занятые в спектакле актеры сами вовлекают зрителей в игру. Например, неугомонная кухарка Марфа учит делать забористую клюквенную наливку на спирту, карточные игроки ищут партнеров, а нежная дочь трактирщика Настенька просит помочь накрыть на стол согласно действующему этикету. Правда, перед началом спектакля его авторы объясняют, что кардинально вмешиваться в действие не стоит, чтобы не нарушить интригующую развязку сюжета.

Спектакль-погружение становится уникальным опытом, как для зрителей, так и для актеров. «Это настоящая машина времени! Удивительный эффект погружения в атмосферу XIX века и в целом абсолютно новый, неповторимый опыт», — говорит Нина Гаврилова, одна из зрительниц спектакля.

Актриса Юлия Гришаева, исполняющая роль Марфы, отмечает, что внутреннее напряжение, которое испытывают актеры в процессе иммерсивного и интерактивного представления, не сравнимо с ощущением на обычной сцене. «Здесь приходится постоянно импровизировать, отталкиваться от живой реакции зрителя, и это необыкновенно интересно», — говорит Юлия Гришаева.

Константин Плотников, играющий роль одного из официантов, замечает, что спонтанная реакция зрителей очень помогает актерам. «Выступление на обычной сцене все же отделяет актеров от публики, иногда трудно понять ее реакцию, в то время как в иммерсивном спектакле настрой зрителя чувствуешь сразу, можешь его контролировать», — подчеркивает Константин Плотников.

Для создания правдоподобных образов героев организаторы пространства проштудировали кипы газет конца XIX века в архивах Российской национальной библиотеки, изучили массу исторической литературы. «На самом деле мы открыли для себя целый мир повседневной жизни XIX века и нашли ответы на многие вопросы о том, как жили в то время городовые, студенты, половые, жены и мужья», — рассказывает Вера Журавлева.

Например, выяснилось, что многие студенты в то время сильно увлекались не только чтением, но и выпивкой. В отношении последнего шла борьба, и даже Лев Толстой призывал студенчество остановиться.

Жили многие студенты в общежитиях, в тесных комнатах по 10–12 человек, где легко было заразиться друг от друга распространенной в те годы чахоткой. Часть студентов старались подрабатывать репетиторством и предпочитали снимать меблированные комнаты, как и герой представления.

Городовые или постовые получали очень маленькое жалованье и обычно не имели образования. Кухарки часто были выходцами из бывших крепостных крестьян. Половые — официанты в трактирах — зарплату не получали вовсе и могли надеяться только на чаевые.

Как отмечает Вера Журавлева, вторая половина XIX века принесла России, и особенно Петербургу, глобальные изменения. Многие из них были вызваны отменой крепостного права, после которой крестьяне массово поехали на заработки в большие города. Так, за 50 лет население Петербурга увеличилось на миллион человек. Город занимал четвертое место в мире по количеству населения после Лондона, Парижа и Константинополя. В то время в городе появились электричество, первый электромобиль, профсоюзы, в полную силу процветал ресторанный бизнес.

Зрители готовят клюквенную настойку, играют в карты, подвергаются полицейскому допросу

«Одновременно мы обнаружили, что некоторые явления и тенденции в стране за последние 120 лет практически не изменились. Например, в России процветало взяточничество, образование делилось на платное и бесплатное, были популярны спиритические сеансы, активно орудовали аферисты», — заметила Вера Журавлева.

По словам Вероники Васеневой, все образы, созданные в спектакле, собирательные. При этом у каждого героя есть своя история. Например, хозяин трактира — бывший половой (официант), который упорным трудом накопил денег на открытие своего заведения. Он смог дать хорошее образование своей единственной дочери, мать которой умерла. Теперь перед трактирщиком стоит задача удачно выдать дочь замуж.

«Почему мы заинтересовались именно иммерсивным и интерактивным форматом? Дело в том, что сегодня мы живем в технологичном мире, перенасыщенном информацией, огромный объем которой зачастую просто невозможно удержать в памяти, — объясняет Вера Журавлева. — Мы поняли, что для того, чтобы человек усвоил полезную информацию, ему необходимо включиться в нее эмоционально. Наш проект как раз находится на стыке образования и развлечения».

Проект расположился в месте, располагающем к погружению в историю: в сердце Васильевского острова, на Большом проспекте, 6, в цоколе бывшего доходного дома постройки конца 1790-х годов. В разное время здесь снимали квартиры поэт Александр Струговщиков, гостями которого были братья Карл и Александр Брюлловы, композитор Михаил Глинка, прозаик и поэт Тарас Шевченко, известный критик Виссарион Белинский и писатель Владимир Одоевский.

Символично, что с июня 1860 по май 1861 года Николай Чернышевский писал здесь знаменитую прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

Заведение наполнено аутентичными предметами интерьера и дореволюционного быта. На трактирной стойке красуются оригинальные газеты 1898 года, в комнате студента — старинная кровать и мебель, на кухне — чугунные горшки и посуда тех времен.

Эпоху в новом пространстве можно попробовать и на вкус — например, оценить оригинальное ягодное вино по рецепту конца XIX века. Также в трактире подают приветственные канапе из местного буфета с тушенкой из бычьих хвостов, грибной икрой, печенью кролика с мармеладным луком, муссом из лосося и маринованным лимоном.

Скоро авторы проекта планируют выпустить новые интерактивные спектакли, проводить мастер-классы по этикету, костюмированные вечеринки, посвященные различным историческим периодам. Здесь уже появились образовательные исторические программы для детей, где можно открыть тайну эликсира доктора Пеля, разгадать исторические загадки, оказаться на светском приеме, встретиться с разбойниками и найти клад.

Читайте также