Как Дом Dior оказался во власти женщины

Мария Грация Кьюри, креативный директор Dior: анализируем феномен успеха

За всю долгую историю французского модного Дома Dior его женские коллекции никогда не создавала собственно женщина-дизайнер. После ухода из жизни самого Кристиана Диора в 1957 году его наследие и эстетику интерпретировали исключительно мужчины: от сменившего отца-основателя Ива Сен-Лорана, пришедшего ему на смену Марка Боана, перенявшего у них эстафету Джанфранко Ферре до подхватившего это модное знамя Джона Гальяно и заканчивая Рафом Симонсом, последним на данный момент мужчиной на должности креативного директора Дома.

А летом 2016 года этому патриархату, этому почти 70-летнему мужскому «правлению» пришел конец – креативным директором Дома была назначена Мария Грация Кьюри. Журналисты от мира моды тут же провозгласили приход итальянского дизайнера в Dior судьбоносным, таковым он и стал – хотя бы одним фактом смены гендерного видения и менталитета. Причем не только для эстетики Dior, но и для самой Марии Грации. Ведь всю свою предшествующую карьеру сначала в Fendi, а затем и в Valentino она творила в тандеме с мужчиной – дизайнером Пьерпаоло Пиччоли, и их дуэт называли самым успешным в модном бизнесе. А последние восемь лет они и вовсе разделяли пост креативного директора Valentino (теперь Пиччоли остался на этой должности единолично).

Так что для Кьюри приход в Dior впервые стал своего рода масштабной, полной творческой свободой за всю ее собственную карьеру. И она воспользовалась этой возможностью сполна, не ограничившись одним лишь дизайном одежды и аксессуаров, а создав вместе с ними еще и мощный социальный посыл, с каждой новой коллекцией параллельно «говоря» на языке моды еще и от лица активных прогрессивных женщин. «Влияние Кьюри вывело модный Дом с 70-летней историей на новый уровень: при ней подиум стал площадкой для дискуссии о феминизме и искусстве», – написал журнал Vogue после показа двух первых коллекций Кьюри, и с этим нельзя не согласиться.

Уже в первой ее коллекции pret-a-porter весна-лето 2017 на подиуме вышагивала модель в белой футболке с надписью «We should all be Feminists» – «Все мы должны быть феминистками». Используя лозунг нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи, дизайнер напомнила миру о равных правах мужчин и женщин. «Диор всегда повторял, что женщины желали, чтобы он сделал их не только красивыми, но и счастливыми. Моя же цель состоит еще и в том, чтобы дать женщинам чувство уверенности в себе, в своих силах. И да, я использую для этого моду, так как она привлекает внимание людей куда больше, чем статьи в газетах, и потому должна быть платформой для коммуникации, – рассуждает Кьюри. – Одежда во все времена определяла принадлежность женщины к тому или иному слою общества, но сегодня она стала способом выразить то, кем ты являешься на самом деле».

Через год к этому посланию добавилось еще одно: «Why Have There Been No Great Women Artists?» – «Почему не было великих художниц?» – заголовок легендарного эссе историка Линды Нохлин, поднимающего проблему главенствования авторитета мужчин и в арт-мире. А в нынешней коллекции осень-зима 2019/20 на футболках уже красуются надписи «Sisterhood is Global», «Sisterhood is powerful» и «Sisterhood is forever» – название книг из трилогии американской феминистки Робин Морган. Таким образом Кьюри изящно и остроумно акцентирует внимание на острой социальной проблеме, а заодно делает эти футболки бестселлером.

Но, конечно, причина почти моментального успеха Кьюри в должности креативного директора Dior заключена не только в девизах, отстаивающих права женщин во всем мире. Именно как женщине ей удалось представить наследие Dior и эстетику Дома, фирменные силуэты и знаковые модели в невиданном ранее спектре женственности, она щедро привнесла в коллекции pret-a-porter и haute couture чувственность и декоративность и гармонично сумела сочетать их с толикой молодежной по духу дерзости.

«Для меня стиль Dior заключен во всем том, что делали мои предшественники-мужчины. Я ощущаю себя в какой-то степени куратором, чья задача – выбрать из творчества этих великих имен и талантов все самое лучшее и пропустить это наследие через мое собственное видение, – объясняет Мария Грация. – И в качестве креативного директора достичь идеального баланса между наследием и моим представлением о современном Dior».

И действительно, Кьюри взяла все самое лучшее из того, что до нее сделали в Доме дизайнеры-мужчины: в каждой ее коллекции можно увидеть оригинальную неожиданную интерпретацию жакета Bar Кристиана Диора и пышных силуэтов его платьев; интересные аллюзии к архитектурности и ренессансной роскоши Ферре; достойный ответ на дерзость и театральность Гальяно и ультрамодернистскую декоративность Симонса. Но при этом Мария Грация награждает эстетические коды неповторимым налетом своих представлений о современной женственности. И вдохновляется в многогранном творческом процессе образами других сильных женщин, в свое время изменивших мир: танцовщицы Айседоры Дункан, хореографа Пины Бауш, художниц Ники де Сен-Фалль и Сони Делоне, принцессы Маргарет...

Летом 2016 года почти 70-летнему мужскому «правлению» пришел конец. Мир моды был поставлен перед очередным фактом смены гендерного видения и менталитета

Дефиле последней кутюрной коллекции открылось единственным белоснежным во всем этом драматично-черном гардеробе платьем с вопросом «Are Clothes Modern?» – названием эссе писателя, архитектора и историка Бернарда Рудовски. Ответ на вопрос «Современна ли одежда Dior?» сегодня можно дать исключительно положительный.

Созданный Кьюри образ Dior совпадает с запросами женщин, пожалуй, в большей степени, чем образы, создаваемые ее предшественниками-мужчинами. В том числе и потому, что сегодня женщина ведет, как никогда прежде, активную социальную и светскую жизнь. И что полностью отвечает этом образу жизни: днем она носит футболки (с лозунгами или без оных), жакеты, джинсы, ботинки на плоской подошве или кроссовки, вместительную сумку на плече, а вечером легко может преобразиться в бальном платье и лодочках с изящно изогнутым каблуком. Да, основополагающий для гардероба любой женщины принцип «красота и комфорт» Мария Грация понимает и выражает куда лучше любого мужчины, и клиентки Dior не могут этого не чувствовать.

«Каждый раз, когда я начинаю работу над новой коллекцией Dior – посещаю архивы, общаюсь с коллегами в мастерских Дома и с дизайнерскими студиями, – я словно бы произвожу масштабное исследование, и модное, и социальное одновременно, и ожидаю от него чего-то нового, невероятно воодушевляющего, – рассуждает Мария Грация. – Я сама стала более внимательной и вдумчивой, стала больше ценить собственную женственность и счастлива интерпретировать ее на языке моды. И горжусь тем, какую роль в модной индустрии стали играть женщины».

Читайте также