Как умный поиск помогает продавать товары и услуги

И почему офлайн-торговле не устоять перед натиском «цифры»

«Зачем искать везде, если можно найти в одном месте?» – кредо площадок-агрегаторов. Они собирают самые разные данные: новости (одноименный агрегатор «Яндекса» наверняка знают все), рекламу (на заре интернета даже был такой фрик-сайт www.milliondollarhomepage.com, где любой желающий мог купить один пиксель и больше и разместить какую угодно картинку-ссылку; многие страницы там давно умерли, но сам сайт-агрегатор жив и по сей день, работая настоящим памятником эпохе), скидки в виде купонов, объявления, вакансии.

Но рынок роскоши сопротивлялся онлайн-продажам до последнего: в 2007 году, по данным отраслевой ассоциации CCIA, через интернет продавалось лишь 1,6% товаров класса люкс. Зато сегодня офлайн-торговле уже не устоять перед натиском «цифры». По прогнозу компании Data Insight, продажи в российских онлайн-магазинах каждый год растут примерно на 20% и к 2023 году увеличатся более чем вдвое. Причем доля заказов интернет-магазинов одежды и обуви в последние годы составляла самый большой процент – 33% от всех заказов.

В 2007 году через интернет продавалось лишь 1,6% товаров класса люкс, сегодня общая доля заказов интернет-магазинов одежды и обуви – 33%

Вот площадки, которые раньше других уловили дух времени и активно строят бизнес на поиске и объединении данных в одном месте ради удобного шопинга.

Farfetch

В конце нулевых тренд на онлайн-шопинг и переход клиентов в сеть стал настолько очевидным, что владелец одной из небольших лондонских лавок Хосе Невес решился на миграцию своего бизнеса в «цифру».

Так родилась Farfetch, глобальная площадка, дающая возможность покупать в бутиках по всему миру, не покидая кресла. Это делается в рамках концепции digical – комбинации слов digital и physical: когда найти и заказать можно в интернете, а примерить и купить при желании – в бутике.

Подобный подход снимает с Farfetch как маркетплейса массу проблем по поиску заказов, зато добавляет комиссионных платежей от бутиков за доступ к куда более широкой аудитории, чем была им доступна раньше. По данным на 31 марта прошлого года, на Farfetch представлено более 2900 брендов, включающих в себя как марки с мировым именем, так и начинающих дизайнеров. Число бутиков под крылом Farfetch три года назад превышало четыре сотни при среднем чеке $600.

Акселератор Dream Assembly от Farfetch собирает и направляет в нужное ему русло энергию новичков со свежими идеями и взглядами на все еще консервативный мир ритейла

В этом году сервис вышел за привычные рамки, открыв набор в акселератор Dream Assembly – семинедельную программу обучения эффективному запуску стартапов. Участникам здесь предлагают экспертизу, контакты в мире индустрии моды, инвесторов и еще массу полезного, включая 30 000 евро вложений в бизнесы выпускников программы. Зачем это нужно агрегатору? Чтобы собрать и направить в нужное ему русло энергию новичков со свежими идеями и взглядами на все еще консервативный мир ритейла.

Lyst

Один из крупнейших на сегодня агрегаторов, позволяющий искать как конкретные модели, так и группы товаров среди тысяч онлайн-магазинов одновременно. Lyst основали обитатели лондонского Шордича Крис Мортон и Себ Трепка в 2010 году, и на данный момент платформа объединяет около 5 млн предложений от 12 000 брендов. За прошлый год на сайте побывали более 80 млн покупателей из 120 стран, а число поисковых запросов на Lyst.com достигает 10 млн ежемесячно.

Все свои статистические данные сайт бережно агрегирует – уже для собственных нужд как локального поисковика. Но часть из них становится основой для исследований модных рынков, и их Lyst публикует в открытом доступе, выводя свой собственный Lyst-индекс. Он показывает, какие бренды в этом году засветились ярче всего, какие модели одежды и обуви «выстрелили» на рынке – и какие экономико-политические события на это повлияли. Так, в частности, седьмую позицию в рейтинге товаров для женщин за первый квартал 2019 года занял хиджаб для занятий спортом от Nike, а мужской Топ-10 – сплошные кеды и кроссовки.

Glami

Этот агрегатор происходит из семейства стартапов чешской инвестиционной группы Miton, и на российский рынок он вышел в начале года. Для покупателя это значит, что поиск идет не только по зарубежным источникам, но и по отечественным магазинам – всего к Glami подключено более 2400 магазинов. Каждый из них платит агрегатору за клик пользователя и переход на сайт продавца для оформления покупки. Выбрать тут есть из чего: Glami ищет среди 6 млн модных товаров, среди которых около 1 млн российских брендов.

Более половины товаров в каталоге Glami размещается без участия человеческого фактора

Особая «фишка» агрегатора – автоматическая система распределения по категориям и фильтрам на базе искусственного интеллекта Glami AI. Нейронные сети и машинное обучение позволяют обрабатывать три продукта в секунду, или 300 000 продуктов за день, – человек обрабатывал бы такой объем данных в 156 раз дольше. Как результат, более половины товаров в каталоге Glami размещается без участия человеческого фактора.

Grailed

Чисто мужская история, площадка Grailed запустилась в 2013 году как онлайн-платформа для реселинга брендовой одежды и аксессуаров. У истоков стоит выпускник Йеля Арун Гупта, озадачившийся очевидным желанием молодого человека одеваться одновременно модно и недорого, да еще неплохо бы и чтоб осознанно – то есть без покупок лишнего.

Всем критериям отвечает созданная им площадка, где каждый может стать продавцом любой брендовой вещи, определив ее цену и пытаясь найти покупателя. Каждый лот проходит строгую премодерацию и проверки на соответствие правилам площадки.

Покупатели в свою очередь предлагают свои варианты ценовых предложений, торгуются: можно делать «ставки» цен, предлагая продавцу не менее 60% от заявленного им ценника. Женская версия Grailed тоже существует – это площадка heroine.com.

Qvalis

Агрегаторами могут быть не только сервисы с товарами. Попытку создать комплексное мобильное приложение для женщин «Qvalis Интеллектуальная среда» в этом году предприняли продюсер Алена Ткач и радиоведущая Анетта Орлова.

Приложение-агрегатор позиционируется создателями как «универсальный lifestyle-навигатор для активных женщин мегаполиса, предоставляющий все необходимые инструменты для решения важных задач во всех сферах ее жизни: личностный и духовный рост, интеллектуальный досуг, карьера и финансы, коммуникации и окружение, здоровье и красота, отношения». Перечень напоминает список рубрик женского журнала, и уже здесь может закрасться вопрос: а что тут есть такого, чего нет на сайте женского журнала?

Qvalis обещает «обращения к экспертам с любыми повседневными вопросами», «эффективные образовательные программы по 15 направлениям (искусство, дизайн интерьера, светский и деловой этикет, имиджелогия, персональный стиль, дресс-коды, финансовая грамотность, нутрициология, фитнес и многое другое)», подборки сервисов вроде ремонта одежды, клининга, поиска нянь и тому подобное, программы лояльности, некие «приглашения на закрытые мероприятия».

Ежемесячная плата при годовой подписке на Qvalis предполагалась на уровне 9000 рублей, планировалась также и мужская версия приложения. Но пока что полноценной работы придется подождать: текущее приложение доступно для скачивания и в AppStore, и в Google Play, но дальше картинки-заставки дело пока не сдвинулось.

Читайте также