Свой среди великанов: Audemars Piguet вновь ставит эксперименты на Art Basel

Шестой год подряд бренд делает уникальный стенд в виде арт-объекта: в каждом элементе там есть и функция, и смысл

Присесть на не слишком уютную скамью, напоминающую скалу в горах Юры, увидеть вокруг себя меняющуюся картину бледно-розового восхода солнца и его пурпурного заката, надеть лежащие на «скале» наушники и погрузиться в богатейший мир звуков, которыми преисполнена долина Жу. Ощущения полного погружения в первозданную атмосферу этого уголка Швейцарии можно было испытать в июне в павильоне Audemars Piguet на выставке Art Basel 2019.

Шесть лет назад, в 2013 году, швейцарский часовой бренд получил статус «глобального ассоциированного партнера крупнейшей мировой ярмарки современного искусства Art Basel» и с тех пор инициирует интереснейшие арт-проекты, каждый год доказывая, что достоин этого почетного и одновременно обязывающего звания. Причем высокую арт-планку команда марки вот уже который год держит, выступая одновременно заказчиком произведений искусства, их коллекционером и куратором экспозиции своего стенда.

Расположен стенд часового бренда на втором этаже одного из пяти выставочных павильонов Art Basel, в так называемом Collectors’ Lounge, или «уголке коллекционеров», пространстве, где выставляются частные собрания искусства крупных компаний. Но в этом солидном окружении Audemars Piguet – единственный участник, который каждый раз создает совершенно новый павильон с помощью приглашенных художников. А кандидатуры их взвешенно отбирает специально созданная «художественная комиссия» внутри бренда. Потому вот уже шестой год подряд стенд Audemars Piguet являет собой самостоятельный арт-объект, в котором каждый элемент интерьера и оформления несет и функциональную, и смысловую нагрузку. Каждый раз перед художником ставится задача: тем или иным образом подчеркнуть происхождение семейного часового бренда и его связь с долиной Жу, где он был основан в 1875 году и где находится до сих пор.

Audemars Piguet – единственный участник Art Basel, который каждый раз создает на выставке совершенно новый павильон с помощью приглашенных художников

Эту концепцию стенда еще в 2013 году четко обозначила Жасмин Одемар, председатель совета директоров Audemars Piguet: «На Art Basel у нас есть одно большое преимущество – в отличие от многих участников ярмарки мы не стараемся продать произведение искусства во что бы то ни стало, мы просто выражаем некие свои мысли и воззрения на наше собственное видение истории мануфактуры и на ее нерушимую связь с той географической частью планеты, где она находится. Так, Audemars Piguet представляет инновационные концепции стенда, приглашая дизайнеров и художников создавать креативные интерпретации долины Жу, где берет свое начало наш бренд».

С этой целью приглашенные художники непременно прибывают в долину Жу, совершают визит на мануфактуру в Ле-Брассю, изучают ее живописные окрестности, местный колорит – и свой будущий проект, как правило, придумывают уже здесь. С 2013 года вдохновение тут нашли дизайнеры Матьё Леаннёр и Себастьян Эрразуриз, а также художники и фотографы Себастьен Леон Аньесен, Курт Хентшлегер, Дэн Холдсворт, Александр Жоли и Давид Квайола. В нынешнем году соавторами павильона Audemars Piguet на Art Basel стали скульптор Фернандо Мастранджело и саунд-художник Яна Виндерен, очень разные по своему профилю творцы, чье творчество органично слилось в данном проекте.

Живущий и работающий в Бруклине 43-летний Фернандо Мастранджело специализируется одновременно на архитектуре, скульптуре, мебели, интерьерном дизайне и во многом слывет экспериментатором. В его собственной студии FM/S из натуральных материалов – песка, соли, кремнезема и даже кукурузной муки – создаются вдохновленные природой, но скорее абстрактные, сложные по текстуре и по форме объекты. Сам Мастранджело характеризует их как «реликвии нашего времени» и умудряется наградить еще экономическим, социально-политическим, а то и сакральным контекстом. Работы художника хранятся в Brooklyn Museum и Neuberger Museum of Art в Нью-Йорке и не раз демонстрировались на арт-ярмарках Design Fair в Нью-Йорке, Salone del Mobile в Милане, Art Geneve в Швейцарии и Art Basel в Майами, где на него и обратили внимание эксперты из «художественной комиссии» Audemars Piguet.

Посетители надевают наушники, и вибрирующая полифоническая «звуковая дорожка» природы моментально дает мощный эффект погружения в атмосферу долины Жу

На стенде часового бренда Мастранджело создал две разные по предназначению и ощущению зоны. В одной из них акцент сделан на часовом искусстве мастеров мануфактуры в сердце Валле-де-Жу и метафоре его нынешнего существования посреди первозданной природы: стол часовщика словно вырублен из горной породы, над ним нависает люстра-сталактит, стена позади словно в карьерах Combe Noire, в которой человеком были пробиты круглые ниши – в них часовое искусство Audemars Piguet представлено от винтажных моделей до современных. Текстуры и тональность этих объектов максимально приближены к природным, только выполнены они были из фирменного для Мастранджело материала – смеси песка, каменной соли, кремнезема и известняка.

Посреди стенда Audemars Piguet его посетители могли бродить между несколькими мощными стволами «деревьев» – витрины для часов приняли обличье вековых великанов, по центру которых была врезана прозрачная часть, внутри нее и была выставлена новая часовая коллекция Code 11.59. «Мне хотелось создать максимально метафорическую картину того, что окружает мануфактуру и что составляет ее наследие вкупе с часовым искусством, – говорит Мастранджело. – Когда вы попадаете в деревню Ле-Брассю, то моментально понимаете, что невозможно отделить человека от природы, последняя питает его менталитет, и сегодня я старался выразить это через свой художественный метод».

Вторая тематическая зона стенда авторства Мастранджело – упомянутое выше пространство лаунжа с лавками-скалами и стеной с закатом-рассветом. И уже здесь воспроизведенный дизайнером кусочек природы оживил мир звуков, записанный и смикшированный норвежским саунд-художником Яной Виндерен. Когда-то Яна профессионально занималась математикой, химией, а потом и экологией мира рыб в университете в Осло, но в 1992 году увлеклась миром звуков и сделала его художественной специализацией. С тех пор Виндерен путешествует по Европе, Азии и Америке и записывает спектр звуков в различных экосистемах и окружающей среде и делает из них свои авторские саунд-коллажи, которые исполняются в культурных институциях и публичных пространствах, выходят и на дисках, и на виниловых пластинках или просто доступны как цифровые записи.

За годы этой редкой арт-практики Виндерен обзавелась мощным звукозаписывающим оборудованием, которое и привезла в долину Жу, где в лесу Ризу смогла запечатлеть даже шумы в муравейнике, а на озере поймать звук, который издают плещущиеся там карпы. Как правило, человеческое ухо подобные звуки либо не воспринимает, либо банально не слышит из-за лишних, более привычных ему шумов цивилизации. Поэтому стоило посетителям надеть наушники, как услышанная ими вибрирующая, полифоническая «звуковая дорожка» природы моментально давала мощный эффект погружения в атмосферу долины Жу и ощущения растворения в этой гармоничной какофонии.

Так готовность «художественного комитета» Audemars Piguet идти на любой арт-эксперимент и выдавать приглашаемым художникам карт-бланш дала на выставке Art Basel 2019 интереснейший феномен слияния и взаимообогащения двух разных видов искусства и их аллюзий к миру часового искусства. «Мой подход к улавливанию малейшего звука природы схож с теми усилиями, которые часовщики Audemars Piguet прикладывают к созданию даже самой мельчайшей детали механизма часов, – рассуждает Виндерен. – Я максимально фокусируюсь на мире звуков и воссоздаю рождающую их среду. Но ведь и часовщики чрезвычайно чувствительны к звуку – в конце концов, часы для нас оживают, когда мы слышим их размеренное тиканье».

Читайте также