Право на выброс: индустрия моды ищет выход из кризиса

Среди проблем – перепроизводство, рабство, экология и сверхпотребление ресурсов

Мода сегодня – это не только умение подбирать аксессуары, создавать образ и самовыражаться при помощи одежды. Это в том числе и перепроизводство, рабство, загрязнение окружающей среды и неконтролируемое использование ресурсов. Но некоторые европейские страны уже сейчас начинают искать решения проблемы.

И Великобритания – в их числе. Одним из самых традиционных креативных производств здесь всегда была мода. Тут и Paul Smith, и Stella McCartney, и Jimmy Choo, и Alexander McQueen, и Vivienne Westwood, и Burberry, а также множество малоизвестных дизайнеров, которых объединяет широко разрекламированное понятие британского стиля.

Однако с начала 1980-х в стране активно стал развиваться еще один сектор – «быстрая мода». Обычно под этим термином подразумевают массовых ритейлеров, которые часто обновляют ассортимент в ответ на модные тенденции, задаваемые дизайнерскими домами, предлагают продукт по низкой цене, производят в Азии, не могут похвастать оригинальностью дизайнов и качеством как материалов, так и выполненной работы, а также далеко не всегда отслеживают и контролируют цепь поставок.

С приходом соцсетей вещи стали заказывать, фотографировать для блога и отсылать назад, вернув деньги. Их дальнейший путь – прямиком на свалку

Для покупателя эта модель означает дешевые вещи, которые можно надеть один раз и выбросить. А с приходом электронной торговли и социальных сетей – вещи, которые можно заказать, сфотографировать для блога и отослать назад, вернув деньги. При этом возвращенные неношеные вещи чаще всего отправляются прямиком на свалку.

Профессор Марк Самнер из Школы дизайна университета Лидса с ужасом вспоминает, как недавно невольно стал свидетелем разговора, во время которого одна студентка жаловалась другой, что от пальто оторвалась пуговица и теперь нужно найти время пойти в магазин купить новое. «Это не просто студенты, – подчеркивает Самнер, – это дизайнеры, постоянно работающие с ниткой, иголкой и швейной машиной. Очень плохой пример, но сегодня в Великобритании мы видим все больше людей, которым даже не приходит в голову починить одежду, так как новая вещь из категории «быстрой моды» обходится непростительно дешево!»

Такое отношение к одежде в стране привело к тому, что средний британский гражданин покупает 26,7 кг новой одежды в год. Это самый высокий показатель по Евросоюзу. В Германии (второе место) покупают 16,7 кг, в Дании – 16 кг, в Италии – 14,5 кг, в Голландии – 12,5 кг, а в Швеции – 12,6 кг на человека в год. По сведениям британской организации, которая изучает использование ресурсов (The Waste and Resources Action Programme / WRAP), за 2016 год количество приобретенной британцами одежды составило 1,130 млн т, что на 200 000 т больше, чем в 2012 году. При этом за 2017 год модная индустрия в стране заработала £32 млрд, а ее рост составил 5,4%, что на 1,6% больше, чем рост остальных секторов экономики, включая технологический и телекоммуникационный.

В Великобритании все больше людей, которым даже не приходит в голову починить одежду: новая вещь обходится непростительно дешево

Что касается глобальных масштабов, то модная индустрия является седьмой по размеру и второй по уровню загрязнения. Ежегодно, по сведениям Ellen MacArthur Foundation, глобальное производство одежды становится причиной выбросов 1,2 млрд парниковых газов в атмосферу (10% от общего количества выбросов), что больше, чем выбросы от всей авиации и судоходства, вместе взятые! Прибавим к этому загрязнение от покраски, от сжигания непроданных или выкинутых товаров, а также от стирки вещей, произведенных из синтетических материалов, распадающихся на микропластик, который сегодня находят во всех коммерческих сортах рыб, выловленных в мировом океане.

Что же касается цены на одежду, оказывающуюся в мусорках новой или почти неношеной, то стоимость ресурсов, затраченных на ее производство, составляет около $500 млрд в год. Во всем мире в индустрии занято от 25 до 60 млн человек, среди которых 90% работают без соблюдения прав, охраны труда и гарантии минимальной оплаты. В 2016 году 77% ведущих британских ритейлеров одежды признались, что подозревают свое участие в современной системе рабства через хотя бы одно звено в цепи производства.

«Каждую секунду на помойку или в костер поступает грузовик одежды, – говорит исполнительный директор Greenpeace UK Джон Саувен. – Концепция Ready to wear (готово к носке) превратилась в Ready to waste (готово к помойке). Нам пора не только покупать гораздо меньше, но и вносить изменения на этапе дизайна», чтобы одежду можно было дольше носить, а также использовать материалы, которые минимально загрязняют окружающую среду.

Ежегодно производство одежды становится причиной выбросов 1,2 млрд парниковых газов: это больше, чем выбросы от всей авиации и судоходства, вместе взятые

Неудивительно поэтому, что в этом году экоактивисты по всему миру активно требуют отменить недели моды. Швеция уже стала первой страной, которая отказалась от мероприятия. Что же касается Великобритании, то генеральный директор British Fashion Council Каролин Раш заявила, что отменять неделю моды никто не будет, так как «люди все равно будут творить, а мода – важный сектор экономики страны», однако с этого года платформа будет активно использоваться для того, чтобы показывать примеры экологичного дизайна и использования ресурсов. Это направление во время Лондонской недели моды будет называться Positive Fashion.

И, так как Лондонская неделя моды – это прежде всего масштабный показ студенческих работ и новых имен, многие из молодых дизайнеров раздела Positive Fashion будут выходцами из Лондонского колледжа моды (London College of Fashion / LCF), где еще в 2009 году был основан Центр ресурсосберегающей моды (Centre for Sustainable Fashion / CSF), который работает в трех ключевых направлениях: исследования, образование и обмен опытом с игроками в модной индустрии. На сегодня это единственный в мире центр, занимающийся проблемами модной индустрии при вузе, где можно изучать такие предметы, как связь моды и окружающей среды, или то, как технологии могут помочь улучшить ситуацию. Например, блокчейн помогает отслеживать производство товара до источника, а новый способ ткать и шить сокращает количество микропластика, оказывающегося в океане. Интересно, что центр не только обучает студентов, но и принимает активное участие в работе правительственных организаций и сотрудничает с крупными компаниями, такими как ASOS, Nike и Kering.

Каждую секунду на помойку или в костер поступает грузовик одежды

Так, работа с ASOS сосредоточена в таких областях, как инновации в создании продуктов, продление срока использования вещей и работа над дизайном, предполагающим переработку и переделку вещи в будущем (на сегодня в мире перерабатывается 1% выкинутой одежды). Также идет работа над созданием обучающих ресурсов, которые помогут глобальным поставщикам компании стать более информированными и экологичными.

Что касается Nike, то тут работа с CSF заключается в создании математической программы, которая считает влияние разнообразных процессов и материалов, используемых в создании продуктов, на окружающую среду. И наконец, совместно с Kering CSF разработала онлайн-курс, доступный всем желающим (он называется Understanding Luxury Fashion in a Changing World), программу лекций от лидеров индустрии, входящих в модный конгломерат, а также программу стажировок и наград для студентов.

Но самое интересное – профессора центра активно задействованы в работе межпарламентской группы по этике и ресурсосбережению (All Party Parliamentary Group on Ethics and Sustainability in Fashion), созданной в 2011 году под руководством баронессы Лолы Йанг (Lola Young). Многолетняя работа группы с парламентом страны, в том числе в качестве организатора активистских акций на тему индустрии моды внутри парламента, внесла лепту в создание плана развития индустрии до 2030 года.

В пакет решений входят меры по установке новых стандартов для производителей тканей, стиральных машин и моющих средств

19 февраля 2019 года Комитет аудита природных ресурсов Великобритании выпустил доклад «Починка модной индустрии: потребление одежды и сохранение ресурсов». Это всеобъемлющий документ, детально анализирующий проблемы индустрии в стране и предлагающий решения. Начиная от обучения детей в школах азам починки и дизайна вещей (привет, уроки труда в советских школах!) до работы с молодежью, которая сегодня живет в культуре, где шопинг и фокусирование на стиле предлагаются в качестве решения психологических проблем. В масштабный пакет решений также входят разнообразные меры по установке новых стандартов для производителей тканей, стиральных машин и моющих средств и стимуляции культуры меньшего потребления через налоги и повышение ответственности производителей и продавцов одежды.

Таким образом, несмотря на кризис потребления моды, в стране начинает формироваться более осознанная культура покупки одежды и взят курс на то, чтобы понятие «британская мода» включало в себя не столько дизайн, сколько более осмысленный, ответственный и экологичный подход к тому, что и как мы носим.

Читайте также