Что общего между кулинарией и парфюмерией?

Парфюмер Роже Дав отметил в Москве свой день рождения, а заодно ответил на наши вопросы

Роже Дав, парфюмер из Великобритании, основатель бренда Roja Parfums, до того, как создать собственную компанию, 20 лет проработал в Guerlain под руководством Жана-Поля Герлена. А еще Роже очень любит Россию – не случайно в арсенале бренда присутствуют такие ароматы, как Diaghilev, Karenina, и еще Oligarch с нотами березы… Более того, даже свой день рождения Дав приехал в этом году отмечать в Москву!

О России

Когда я был ребенком, Россия была закрытой страной, окруженной непостижимыми тайнами, и оттого привлекательной для меня. В школе я твердо решил учить русский. Надо сказать, нам преподавали язык странно, мы должны были запоминать достаточно бессмысленные вещи. «Кто это? Это слон». Вот зачем, спрашивается, мне знать, как будет по-русски «слон»? Как часто мы в реальной жизни пользуемся этим словом?

Русский язык показался мне очень сложным, и вскоре я его забросил. Знаю, как будет по-русски «мальчик», но мы не успели пройти слово «мужчина». Поэтому с точки зрения русского языка я навсегда остался молодым – мальчиком.

Тем не менее, Россия меня не отпускала, – ее культура, балет, искусство. В 2009 году в музее Виктории и Альберта проходила выставка, посвященная Дягилеву и Русским сезонам. Организаторы предложили мне создать аромат для выставки. Это было логично, ведь сам Дягилев обожал парфюмерию, и, как вы знаете, перед спектаклями наносил немного капель шипра Guerlain на занавес. Моего «Дягилева», которого можно было приобрести только в музее, раскупили очень быстро, и спрашивали еще.

В 2011 году я, наконец, впервые приехал в Россию и с индивидуальным туром попал в Кремль. Тут я окончательно влюбился в вашу страну. Меня провели в самые закрытые уголки Кремля, я увидел столько красоты, столько древности, столько величия. И в одном из залов экскурсовод показала мне первый российский герб. Он мне очень понравился, и у меня возникла идея перевыпустить аромат Diaghilev и украсить коробку этим гербом.

О французской и английской парфюмерных традициях

Франция – законодательница парфюмерных трендов, но так было не всегда. Исторически английская парфюмерия была не менее значима, чем французская. «Парижский» перелом случился в 20-е годы прошлого века, и весь мир стал сходить с ума по французским духам. Эти страны представляют принципиально разные традиции.

Разницу между французскими и английскими духами можно объяснить через гастрономические образы. Представьте французское блюдо. Главное в нем – сложный соус, изысканная подача. То же и с духами – сложно различить ненатренированным носом все нюансы, ноты композиции французского аромата. Ключевой компонент всегда «приправлен» многосоставным «аккомпанементом», завуалирован.

Или возьмем английскую кухню. Ростбиф, скажем. Это просто мясо, вкусное, сочное, без лишних изысков. Английские духи традиционно кажутся простыми, – в них всегдя есть ведущий легкоразличимый ингредиент, исполняющий главную роль!

Разницу между французскими и английскими духами можно объяснить через гастрономические образы. Представьте французское блюдо. Главное в нем – сложный соус, изысканная подача. Или возьмем английскую кухню. Ростбиф, скажем. Это просто мясо, вкусное, сочное, без лишних изысков.

Сегодня эта простота приобретает все большую актуальность. Она снова в моде. И первооткрывательницей британской традиции в модернизированном виде стала, конечно, Джо Малон. Но сам я принадлежу к французской школе, хотя и англичанин, а еще стараюсь делать что-то такое, что вызывало бы эмоции. Мои ароматы или очень нравятся людям, или напротив вызывают отторжение. Но главное, я стараюсь никого не оставлять равнодушным.

Об ингредиентах и искусстве

Я, конечно, сноб. Ароматы Roja Parfums очень дороги просто потому что я выбираю для них самые лучшие ингредиенты, бескомпромиссные. А эти ингредиенты на вес золота в буквальном смысле. Взять, например, жасмин из Грасса. Пять миллионов цветков надо собрать руками, чтобы получить литр масла. И стоить этот ценный груз будет 54 тысячи фунтов стерлингов – в несколько раз дороже килограмма золота.

Но, конечно, на одних ингредиентах не сделаться по-настоящему хорошим парфюмером, на одних свежих продуктах не сделаться искусным поваром. Люблю один исторический анекдот, который отлично иллюстрирует эту мысль.

Как-то в 50-е годы в Париже в отеле «Георг V» остановилась дама. Вечером она собиралась на прием, и обнаружила, что у нее нет шляпки. Консьерж отеля быстро связался с одним из парижских модельеров, и тот сделал прекрасную шляпку – с шелками, кружевами и перьями и лично доставил ее даме. Дама была очень довольна, но когда речь зашла об оплате, она возмутилась: почему так дорого, за что я должна платить такие большие деньги, это же просто какая-то шляпка! Модельер тогда взял шляпку, разорвал ее на куски и протянул обратно даме. «Вот теперь у вас хватит денег, чтобы оплатить ее», - сказал он. Этим модельером был Кристиан Диор...

Так что, пожалуй, главное и в моде, и в парфюмерии, да и в кулинарии – это искусство и талант!

Читайте также