Дом Chanel пошел по «русскому следу»

Высокая ювелирная коллекция La Paris Russe de Chanel посвящена культуре России

В истории Chanel – одного из самых французских по духу брендов, символов парижского шика и свободы, – как ни в одном другом модном Доме, силен «русский след». И за этой крылатой фразой действительно скрывается огромный пласт русской культуры, с которым волею судеб оказалась тесно связана жизнь Габриэль Шанель и который ощутимо повлиял на ее творчество. Теперь эхо этого «русского следа» нашло выражение в новой масштабной коллекции высокоювелирного искусства, которая так и называется «Русский Париж Шанель».

Каким был реальный «русский Париж» для Коко, можно понять, даже поверхностно окунувшись в историю ее жизни. Воображение Шанель и ее богемного круга общения он захватил с нашествием на французскую столицу новаторских «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Габриэль якобы видела в 1913 году премьеру балета «Весна священная», скандально не принятую публикой. И случайно встретив несколькими годами позже Дягилева в Италии, оказывает ему финансовую поддержку с повторной постановкой балета в 1920-м.

Композитор Игорь Стравинский пишет партитуру «Пульчинеллы» на вилле Шанель «Бель Респиро», а новые костюмы к спектаклю создаются в мастерских модного Дома. Шанель заводит близкую дружбу и с другими героями «сезонов» – танцовщиком Сержем Лифарем, хореографом Леонидом Мясиным, либреттистом Борисом Кохно. По словам писателя Поля Морана, автора одной из громких биографий модельера, в этот период Коко не раз восклицает «я очарована русскими!».

По словам писателя Поля Морана, Коко не раз восклицала «я очарована русскими!»

В том же 1920-м она встречает на отдыхе в Биаррице старого знакомого Дмитрия Павловича Романова, между опальным аристократом и модельером-модернистом случается короткий, пылкий роман. Именно великий князь знакомит Коко с покинувшим Россию парфюмером царского двора Эрнестом Бо, и в 1921 году тот создает знаменитый Chanel № 5 во флаконе, напоминающем штоф с водкой.

Эмоциональное очарование всем русским прагматичная и предприимчивая Шанель переводит в эстетику своих творений – в ее коллекциях появляются силуэты блуз в стиле гимнастерок и пальто a la подпоясанные тулупы с мехом внутри, а платья украшают орнаменты и вышивки в национальном русском стиле. Последние для Дома Chanel создают в ателье «Китмир», организованном великой княжной Марией Павловной, родной сестрой князя Дмитрия, при непосредственном содействии Шанель. В это же время в ее квартире на улице Камбон, 31 постепенно появляются декоративные предметы с изображением колосьев пшеницы, символа плодородия и в России, и зеркало в резной раме со смотрящим на Запад и Восток двуглавым орлом...

Эта геральдическая фигура стала отправной точкой дизайна одной из линий украшений La Paris Russe de Chanel. Шестьдесят три предмета драгоценного собрания образуют десять тем, или линий, каждую из которых вдохновил тот или иной русский мотив. Так, объемный силуэт двуглавого орла, символ российского самодержавия, появляется в золоте и бриллиантах сразу в двух линиях украшений, Aigle и Aigle Protecteur, – как буквальная цитата и как завуалированный в драгоценном сиянии фантом. Другой отличительный имперский знак принадлежности к кругу военных героев (каковым был и князь Дмитрий) – орден в виде лучистой звезды – стал главным мотивом в линии Medaille Solaire.

Не обошлось и без пшеницы – недаром в 2017 году этому символу была посвящена целая коллекция Les Bles de Chanel. В новом собрании скромные золотые колоски в россыпи бриллиантов Ble Gabrielle соседствуют с щедрыми, более роскошными драгоценными предметами Ble Maria, названными в честь княжны Марии Павловны. Яркий узор из зеленых турмалинов, розовых шпинелей, мандариновых гранатов и бриллиантов украшает изящную тонкую тиару и красуется внутри лучистой броши-ордена. Еще одна тиара в коллекции представлена в линии Sarafane, и она одновременно трансформируется в колье.

Пышные формы драгоценного головного убора напоминают русский кокошник, а в орнамент всех украшений линии органично вписана камелия – главный талисман Мадемуазель и сюжет десятка ювелирных коллекций Дома. Украшения из линии Roubachka «расшиты» на скифский манер не только стилизованными золотыми шнурами с офицерских мундиров, колосками и камелиями, но и ровными рядами белоснежного жемчуга. Колье-воротник из этой линии – одно из самых дорогих во всей коллекции: по его центру красуется желтый бриллиант весом 9,5 карата. Тема традиционных византийских по происхождению русских орнаментов остроумно разыгрывается в линии Folklore – на фоне эмали цвета кремлевских стен выложен рисунок из кабошонов цветных драгоценных камней, разграниченный бриллиантовыми линиями. Стоит максимально удалиться от украшения, и линии складываются в силуэт камелии.

Но, возможно, самыми интересными в коллекции La Paris Russe de Chanel окажутся артефакты, которые… никто пока еще не видел! Поскольку впервые высокое ювелирное собрание целиком посвящено русской культуре, то десять украшений в Доме решили показать только в Москве – премьера новой драгоценной трактовки воображаемой России, какой ее могла бы знать и видеть Коко Шанель, состоится в конце ноября.

Читайте также