11 друзей Dior: как художники преобразили классическую сумку

С 2008 года дизайнеры и фотографы превращают Lady D в скульптуры и инсталляции, в сюжеты картин и фотографий

Одиннадцать самобытных художников приняли участие в четвертой части долгоиграющего проекта Dior Lady Art и представили в его рамках свои авторские версии оформления самой известной сумки французского модного Дома.

Метаморфозы с созданной в 1995 году тогдашним креативным директором Дома Джанфранко Ферре Lady Dior начались десятилетие назад – с 2008 года специально для масштабных эпохальных выставок-ретроспектив Dior в Азии и Европе самые разные художники, дизайнеры и фотографы превращали Lady D в скульптуры, инсталляции, в сюжеты картин и фотографий. За десять лет в этот процесс преображения оказались вовлечены более семидесяти видных арт-деятелей. Но все они использовали сумку как импульс для создания чистого произведения искусства и лишали ее истинного утилитарного предназначения аксессуара.

И вот в 2016-м в Доме решили, что Lady Dior можно превратить не в арт-объект, а в арт-аксессуар, другими словами – наградить художественной составляющей, но не отнимать при этом основной функции – удобной, вместительной и носибельной сумки.

Три года назад для премьеры новой концепции проекта, который получил название Dior Lady Art, были приглашены семь влиятельных художников-мужчин из Великобритании и США: Марк Квинн, Ян Девенпорт, Мэт Коллишоу, Джейсон Мартин, Мэттью Портер, Крис Мартин, Дэниэл Гордон. Созданные ими в ограниченном количестве арт-сумки разошлись среди поклонниц Дома едва ли не быстрее, чем художественные произведения этих авторов. Успех воодушевил руководство Dior, и в 2017 году к проекту были привлечены уже десять художников со всего мира и уже без гендерного предпочтения: Ли Бул, Джон Джиорно, Хонг Хао, Фридрих Кунат, Намса Леуба, Бетти Мариани, Джамилла Окубо, Джек Пирсон, Спенсер Суини, Дэвид Вайзмен.

В 2018-м свое видение Dior Lady продемонстрировали исключительно женщины-художницы, в унисон с феминистскими манифестами, которые с подиума стала «провозглашать» Мария Грация Кьюри, новый креативный директор Дома. Пэй Уайт, Изабель Корнадо, Харука Кодзин, Бурчак Бингель, Ли Шужуй, Ольга де Амараль, Полли Апфельбаум, Микалейн Томас, Янина Чапе, Морган Шимбер и вновь Ли Бул в очередной раз доказали, что творчество на стыке искусства и моды может дать блистательные результаты.

В Dior арт-проект называют «одой многогранной женской натуре»

Каждый раз приглашенный к участию в проекте художник получает от Дома карт-бланш и волен делать с лаконичным квадратом сумки, что ему заблагорассудится и в каком угодно объеме. За три года не раз случалось, что художник так вдохновлялся процессом преображения, что представлял сразу несколько авторских вариаций Lady Dior – от романтичных до дерзких и провокационных. И каждый раз сумка становится симбиозом художественных техник: с одной стороны, это арт-приемы, которые традиционно применяет в своих работах сам автор, с другой – это ремесленные и декоративно-прикладные техники, которые мастера Dior используют для создания кутюрных творений. Таким образом этот поистине виртуозный эксперимент по преображению Lady Dior еще и обогащает ноу-хау всех участников проекта.

В его четвертой части свою смелую художественную мысль на «холсте» Lady Dior выразили одиннадцать художников. Три арт-версии сумки мексиканца Эдуардо Терразаса воспроизводят на ее кожаной поверхности с деталями из металла и дерева яркие геометрические композиции в духе оп-арта. На двух версиях Lady Dior от американки индийского происхождения Рины Банержи красуются объемные почти аморфные вышивки на нейлоне, в которых задействованы не только текстиль, но и искусственный жемчуг, стеклярус, перья и ракушки. Китайский художник Ванг Гуаньли покрыл две версии квадрата сумки неровными зыбкими цветными горизонтальными полосами со своих холстов. Кореянка Джиа Ли расшила три вариации сумки объемными цветами из органзы и стекляруса, нежными, словно на платьях Dior. Индиец Ракиб Шоу изобразил в технике росписи по коже на двух своих версиях Lady Dior сад – цветущий под ярким солнцем, и спящий в полумраке.

Интересно, что в этих садах «поют» птицы – их фигурки-брелоки прикреплены к ручками сумки, а на ее «ночной» версии имеется еще и металлическая клетка. На сумке из ярко-красного бархата бразильянка Мария Непомучено поместила трехмерные «глаза» из искусственного жемчуга, бусин, блесток, скрепеленных между собой макраме. А португалка Джоана Васконселос на черном фоне лаконично изобразила красное сердце из стекляруса – эта неоновая композиция загорается путем нажатия секретного рычага. В большей степени орнаменталист, уроженец ЮАР Ати-Патра Руга щедро расшил две версии сумок человеческим ликом из жемчуга и стекляруса и яркими декоративным чешуйками. Американка Микалейн Томас перенесла на поверхность сумки коллаж из своих художественных работ – отрывки портретов и пейзажей в смешанных техниках вышивки нитями и стеклярусом. Поверхности четырех версий сумок из металлизированной кожи, созданных японцем Кохеи Навой, воспроизводят с помощью накладок из поливинилхлорида словно мерцающие и пульсирующие изнутри геометрические окружности. Абстрактные или аморфные текучие скульптуры живущей в Лондоне француженки Маргерит Юмо трансформировались в такую же «текущую» сумку, напечатанную на 3D-принтере, – в истории марки Dior это прецедент.

В Доме данный арт-проект называют «одой многогранной женской натуре» и «манифестом гармоничной личности», и отчасти все это так. Но Dior Lady Art – еще и идеальный пример того, как искусство может принимать любые формы. Даже заключенное в «рамки» сумки, оно продолжает оставаться свободным и нести заложенное художником послание вовне. А крепко держащие подобное «послание» женские руки, возможно, самая подходящая и эффективная форма его трансляции в мир.

Читайте также