Мануфактура с репутацией: виртуозы из Patek Philippe

С 1839 года изготовление часов бренда не прекращалось даже в самые тяжелые экономические времена

У входа в Patek Philippe, последнюю в Женеве независимую мануфактуру семейного швейцарского часового бренда, гостей встречает скульптура Le Spiral авторства Андре Буше. С какого ракурса ни посмотри на эту гигантскую лихо закрученную петлю сплит-хронографа, кажется, что она непрерывно движется, а в ее металлических гранях отражается свет и стеклянный вход в высшую лигу искусства haute horlogerie, которое Patek Philippe олицетворяет среди немногих.

Производство Patek Philippe в районе План-лез-Уат, на левом берегу Роны, в 10 км от центра Женевы, находится здесь с 1839 года, и изготовление часов не прекращалось в самые тяжелые экономические времена – это непрерывное движение олицетворяет вышеупомянутая скульптура. В стенах мануфактуры на протяжении всей истории бренда царили творческая свобода и техническая эволюция, которые и позволяют создавать часы с репутацией одних из самых совершенных в индустрии. Именно такими их задумывали основатели марки – Антуан Норбертде Патек и Жан-Адриен Филипп, а сегодня эту высокую планку поддерживает президент Тьерри Стерн. Он представитель уже четвертого поколения семейства Стерн, владеющего брендом с 1932 года.

На мануфактуре работают больше 600 человек, и в совокупности их труд занимает 60 тысяч часов в год

Правда, с тех пор стен стало больше: Patek Philippe образца XXI века – это комплекс из нескольких лаконичных высоких зданий, второе из которых было возведено в 2010 году, а последнее начало функционировать недавно. Здесь работают больше 600 человек, и в совокупности их труд занимает 60 000 часов в год. Все сотрудники вовлечены в вертикально интегрированное производство часов Patek Philippe, которое начинается с их дизайна и заканчивается финальной сборкой и контролем качества. А между этими процессами лежат сотни различных этапов, от изготовления платин и корпусов, от печати цифр на циферблатах до регулировки сложных калибров, от гравировки механизма до декора корпуса бриллиантами. Словом, каждая отдельная часть часов и их механизма создается в стенах мануфактуры, здесь полностью собираются и простые модели, и «большие усложнения».

Впрочем, в случае с Patek Philippe термин «простые» весьма относителен и может быть применен скорее к женским часам. Стоит помнить, что в Patek Philippe никогда не выпускают модели даже с традиционным указателем даты, эта функция является частью механизма либо ежегодного календаря, либо недельного календаря, как в модели Ref 5212A.

Обстоятельный променад по нескольким корпусам мануфактуры, сопровождаемый подробным рассказом, способен произвести впечатление даже на тех, кто не может назвать себя знатоком «патека». Правда, ощущения дежавю не избежать: этапы производства часов на мануфактурах многих классических часовых брендов с долгой историей более-менее похожи, и побывавшие на них могли видеть нечто подобное. С другой стороны, что именно скрывается за скрупулезной работой часовщиков Patek Philippe, нагляднее всего можно понять в отделе разработок и инноваций и в отделе изготовления сложных механизмов, достижения которых защищены более чем сотней патентов.

Отдел grand complications зачастую сами сотрудники называют «мануфактурой внутри мануфактуры» – настолько архисложно производство турбийонов, вечных календарей, минутных репетиров, сплит-хронографов и скелетонизированных механизмов. Конечно, даже за полчаса, проведенные за изучением склоненных над микроскопами часовщиков и заглядыванием через их плечо, невозможно полноценно оценить виртуозный уровень работ, но вот несколько исторических фактов, о которых здесь упомянут, позволяют понять, чем все-таки производство Patek Philippe отличается от прочих.

Именно в этом отделе в 1933 году была создана модель Graves Supercomplication – карманные часы с 24 функциями в 2014 году были проданы на Sotheby’s за рекордные на тот момент $23,9 млн. Символично, что 2014-й был годом 175-летия Patek Philippe и по случаю юбилея в отделе несколько лет создавали самые сложные наручные часы, когда-либо покидавшие стены мануфактуры, – Grandmaster Chime Ref.5175 с 20 функциями: две функции с боем – будильник, отзванивающий время и репетир даты; минутный репетир с большим и малым боем, вечный календарь с указателем лунных фаз со мгновенной сменой показаний, указатель времени второго часового пояса, 24-часовой индикатор.

Достижения соседнего отдела технических разработок, который работает в тесной связке с grand complications, способны впечатлить не меньше. Здесь в 2005 году был представлен первый научно-исследовательский результат мануфактуры в области кремниевых технологий: анкерное колесо из кремниевого материала Silinvar. Patek Philippe был первой маркой, использовавшей в коллекции Advanced Research материал с низким коэффициентом трения и невосприимчивостью к воздействию магнитных полей. Это стало началом пути инноваций в традиционном часовом бренде, и год спустя была представлена балансовая спираль Spiromax, в 2008 году – спуск Pulsomax, в 2011-м – балансовое колесо Gyromax, а затем тройной узел спираль-анкерная пара-баланс под названием Oscillomax (пока он устанавливается только в веч-ный календарь ref.5550P на калиб-ре 240). Так что стоит помнить, что под классическим элегантным благородным обликом создаваемых на мануфактуре часов скрываются калибры, собранные еще и с применением самых современных технологий – сегодня 95% всей механической коллекции Patek Philippe комплектуется спиралями Spiromax.

Этот контраст инноваций XXI века и лучших традиций искусства haute horlogerie особенно ощутим в отделе сервисного обслуживания и реставрации любых моделей Patek Philippe, в том числе и сколько угодно старинных. Для поддержания аутентичного состояния изготовленных в XIX веке часов Patek Philippe (которые, отметим справедливости ради, попадают сюда все же нечасто, а лучшие образцы хранятся в музее бренда в центре Женевы) по-прежнему используют старинные ручные инструменты и старинные станки – их на мануфактуре можно видеть в цехах наряду с современнейшим оборудованием. Хранят в отделе реставрации и детали часов даже столетней давности – подобного баснословно дорогого в исполнении и в закупке архива, пожалуй, не встретить ни на одной другой мануфактуре.

В этом перфекционизме и заключается суть часового искусства мануфактуры Patek Philippe, где с одинаковым маниакальным мастерством способны отшлифовать столетнее колесо и произвести безупречные абсолютно идентичные кремниевые детали «начисто». Подобный перфекционизм имеет такой авторитет, что, когда в 2009 году Тьерри Стерн и его отец Филипп Стерн, почетный президент бренда, решили маркировать произведенные на мануфактуре часы не Женевским клеймом, а собственным знаком отличия высочайших стандартов клеймом Patek Philippe, это не вызвало ни тени сомнения в индустрии!

Читайте также