Haute joaillerie, или высокое искусство ювелирных домов

В центре внимания – наследие, история, культура, литература, личности и просто фантазия дизайнеров

Каждый раз при создании коллекции ранга haute joaillerie, или high jewellery, любой большой ювелирный Дом или бренд поменьше отталкивается от нескольких источников вдохновения. Это могут быть его собственное богатое наследие и красивая история из области культуры и литературы, а может быть харизматичная личность или вовсе фантазия дизайнера. Но какой бы импульс ни был выбран для создания ювелирных украшений, готовое собрание должно быть симбиозом всех составляющих – отражать традиции и «звучать» в современном духе. В этом есть настоящее мастерство искусства haute joaillerie – смешать все воедино и получить неповторимый, узнаваемый, присущий только тебе ювелирный стиль.

Bvlgari

История создания драгоценностей в Доме Bvlgari настолько тесно связана с миром кинематографа, что не посвятить ему коллекцию было нельзя. Впрочем, личности Элизабет Тейлор, Анны Маньяни, Джины Лоллобриджиды – больших кинозвезд эпохи dolce vita, которые носили украшения Bvlgari и обеспечили римскому Дому восхождение на ювелирный олимп, всегда вдохновляли его дизайнеров. Но теперь на этой теме сделан мощный акцент, и попытка воссоздать гедонистический дизайн 50-х и 60-х удалась. В основе геометрических абстрактных композиций украшений Cinemagia лежит традиционная игра с цветом и текстурой драгоценных камней, которая дает неожиданные результаты. Монументальность и парадность в этих вещах сочетаются с жизнерадостностью и легкостью подачи. Мало какой другой ювелир способен передать подобное ощущение от пышных орнаментов изумрудов, рубинов, цветных сапфиров, рубеллитов, шпинелей и бриллиантов. И в иронии Bvlgari не откажешь: колье-чокер в виде черно-белой киноленты с бабиной и брошь-стаканчик с попкорном – это блистательно исполненные экзерсисы на заданную тему.

Cartier

Во французском Доме Cartier «сочетают несочетаемое», а именно продолжают смелые эксперименты с драгоценными и не столь благородными поделочными камнями, с их контрастными цветами и сложными структурами – им и посвящена коллекция Magnitude de Cartier. В итоге в одном украшении в гармоничные композиции складываются дуэты или трио рутилового кварца, кораллов и бриллиантов; изумрудов и горного хрусталя; желтых сапфиров и глубокой синей ляпис-лазури; матричного опала в окружении коричневых гранатов и лиловых сапфиров. Причем ювелиры Cartier умеют подчеркнуть красоту одного камня на фоне другого при очевидной парадоксальности форм и сложном разнообразии фантазийной огранки. И добиться того, чтобы украшение излучало энергетику, порой очень мощную, на уровне то ли ювелирной математики, то ли семантики.

Boucheron

В названии коллекции Paris, vu du 26 французского Дома Boucheron цифра 26 – это номер особняка, в котором до сих пор расположены флагманский бутик и штаб-квартира на Вандомской площади. Поэтому все творения в ней связаны с данным историческим адресом – с биографией самого бренда, с его архитектурным окружением Парижа, выходящего и за границы place Vendome. Современный взгляд на собственное наследие воплощен в самом знаменитом, изобретенном еще Фредериком Бушероном колье конструкции «знак вопроса» – впервые в виде ветки лавра с жемчугом. А также украшениях с маркетри из оникса, белого агата и горного хрусталя, воспроизводящих витую лестницу бутика, и в фигуративных кольцах в виде кота Владимира, любимца Жерара Бушерона. А вот взгляд на город включает в себя колье, имитирующего брусчатку площади, «набранную» из горного хрусталя и бриллиантов, или гарнитур, конструкция которого вдохновлена куполом Grand Palais.

Chaumet

Собрание украшений Les Ciels de Chaumet, или «Небеса Шомэ», французского Дома посвящено разнообразным красотам небесной сферы в целом, а в частности эти красоты разделены на четыре темы. Мотив солнца и его свечения соседствует с сюжетом мерцания луны и звезд, а сфера облаков и молний продолжается в атмосфере Земли, где царят птицы. Причем ювелиры Chaumet так тонко подобрали нюансы драгоценных камней, что изображающие солнце, луну и облака композиции демонстрируют светила и природное явление словно бы в разное время суток и при разном освещении. Причем при всей их фантазийности первоисточник угадывается моментально. А вот ласточки, журавли изображены реалистично, но застыли в изящном смелом полете. Не обошлось и без тиар, в которых Дом Chaumet – специалист вот уже больше трех столетий.

Van Cleef & Arpels

Во французском Доме Van Cleef & Arpels сначала придумывают большую романтическую историю – сказочную или литературную, а затем сочиняют ее ювелирное воплощение. В основу коллекции Romeo and Juliet легла вечная любовная драма Шекспира, и потому среди фигуративных украшений появляются броши – фигурки влюбленных и знаменитый балкон в Вероне. А прочие драгоценные композиции вдохновлены одновременно мотивами средневекового искусства, благородной геральдикой и цветами из итальянских садов.

Piaget

В последние несколько лет в своих высокоювелирных украшениях мастера швейцарского Дома Piaget развивают тему праздного образа жизни в идеалистических залитых солнцем пейзажах и демонстрируют ее многогранность. Приверженность этой теме не случайна – мотив солнечных лучей виртуозно воплощается с помощью фирменных техник гравировки по золоту и плетения цепей, которые составляют славу Piaget еще с 60-х годов. В коллекции Golden Oasis желтые и бесцветные бриллианты расходятся во все стороны ослепительным сиянием; каскады и водопады синих сапфиров в сочетании с прозрачностью бриллиантов воплощают собой вожделенную воду в залитой солнцем пустыне, а оазисом в ней выступают плотные, словно плетенные орнаменты изумрудов глубокого оттенка. С этими драгоценными камнями выполнены и серьги-каффы, которые Дом Piaget рискнул воплотить в драгоценных материалах первым.

Chanel

Многочисленные связи с Россией модельера Габриэль Шанель – любовные, дружеские, деловые и культурные – стали творческим импульсом для создания Le Paris Russe de Chanel, первой коллекции haute joaillerie, полностью посвященной русской эстетике. Украшения в этом ювелирном «Русском Париже Шанель» вольно интерпретируют военные ордена, мотив двуглавого орла, колосья пшеницы, византийские орнаменты и вышивку в национальном стиле. В некоторые «русские» вещи тонко вписаны столь любимые Шанель цветы камелий и белоснежный жемчуг.

Louis Vuitton

Несмотря на наличие слова «рыцарь» в названии коллекции Riders of the Knights французского Дома Louis Vuitton, драгоценности вдохновлены героинями Средневековья, изменившими ход истории: личностями Жанны д'Aрк, королевы Елизаветы I, Хуа Мулань, отчасти, конечно, воительницами. Потому ювелирное собрание состоит из брошей в виде драгоценных мечей, колье и браслетов, сплетенных по принципу гибких кольчуг, подвесок в форме символически открывающихся клеток и колец, напоминающих средневековые перстни-печати. Внутри многих роялистских орнаментов угадываются фирменные для Дома мотивы монограмм Flower и Star.

Gucci

На пятый год своего правления в итальянском модном бренде Gucci его креативный директор Алессандро Микеле рискнул попробовать творческие силы в высоком ювелирном жанре. Мотивы в это премьерное собрание перекочевали из коллекций одежды и аксессуаров Gucci. Но вот воплощены они в драгоценных материалах и получили налет благородности все при той же излюбленной Микеле эклектике. Серьги словно барочные люстры, подвески-кресты в ажурном декоре классицизма и тиары на мотив рококо соседствуют в коллекции с браслетами с мордами тигров и брошами в виде насекомых. При этом в каждом украшении солируют яркие, местами вычурные сочетания драгоценных камней – какой же Gucci без провокации и легкой экстравагантности?

Читайте также