Прямиком из семейства Rolex: в Россию пришел Tudor

С 1946 года часы под этим названием создает компания Montres Tudor SA, входящая в ролексовскую империю

Можно с уверенностью предположить, что Ганс Вильсдорф, швейцарский предприниматель немецкого происхождения и основатель часовой фирмы Rolex, был англофилом. Начать следует с того, что его первое собственное предприятие было учреждено не где-нибудь, а в Лондоне, а само название «Ролекс» было изобретено Вильсдорфом во время поездки в омнибусе по лондонским улицам. В его первых шумных рекламных сделках были задействованы подданные Ее Величества – экстремальная пловчиха Мерседес Гляйтце, и мото- и автогонщик, а впоследствии кавалер ордена Британской империи Малкольм Кэмпбелл. В этом же ряду стоит еще один рекламный посланник, пусть даже и виртуальный, но на все сто процентов доподлинный британец – Джеймс Бонд, создатели которого, словно предчувствовав эту связь, оснащали его не «смитами» (почтенная английская часовая марка S. Smith & Son) и не «бенсонами» (еще одна – J. W. Benson), но «ролексами». По крайней мере, в первые десятилетия бондианы.

В 1915 году Вильсдорф был вынужден перенести свою компанию из Англии в Швейцарию, поскольку ввиду начавшейся Первой мировой англичане обложили импорт 33-процентной пошлиной, «ролексы» собирались из комплектующих швейцарского производства и компания начала терять деньги. Поэтому с 1915-го штаб-квартира Rolex находилась в Биле, а с 1919-го – в Женеве.

Возможно, все вышеперечисленное всего-навсего совпадение, однако, только почувствовав твердую почву под ногами, во многом благодаря изобретению им водостойкого «устричного» корпуса Rolex, в 1926 году Вильсдорф застолбил за собой права и на по-королевски звучное название Tudor. Разумеется, он далеко не первым воспользовался такой возможностью. В 1906 году такую марку уже зарегистрировал женевский ювелир Исаак Блюменталь, в 1917-м – американская фабрика часовых корпусов Keystone Watch Case Co., но Ганс был настойчив: в 1938 году он получил официальные права на марку Tudor, а с 1946-го производство часов под этим названием было передано отдельному предприятию Montres Tudor SA, как тогда, так и сегодня входящему в ролексовскую империю.

Однозначного ответа на вопрос о причинах, побудивших Ганса Вильсдорфа создать второе основание для своего предприятия, не существует. Официальная версия немногословного Rolex утверждает, что Вильсдорф хотел распространить успешную бизнес-модель на часы более низкого ценового сегмента, максимально сохранив при этом высокое качество, свойственное продукции «большого брата». Рецепт часов Tudor по Вильсдорфу прост: берутся все компоненты Rolex, за исключением часовых механизмов, а они приобретаются у «сторонних» фабрик (на тот момент и до 2004-го ролексовские механизмы производились формально независимой фабрикой Aegler, включая и механизмы, которые приобретались для «Ролекса» как черновые). Возможно, причиной запуска бренда Tudor были структурные проблемы ролексовской технологии: производство корпусов, браслетов и других компонентов внешнего оформления масштабировалось сравнительно легко, но быстро увеличивать выпуск механизмов не получалось.

Так часы Tudor получили знаменитые ролексовские водостойкий корпус Oyster и заводную головку с фиксацией на резьбе. Компоненты настолько фирменные, что на них долгое время продолжали ставить маркировку Rolex. Ганс Вильсдорф добавил еще один ингредиент – не раз и не два с успехом обкатанную «Ролексом» тему сотрудничества с исследователями и первопроходцами. В 1952 году он предложил экипировать членов британской экспедиции в северную Гренландию часами Tudor Oyster Prince, первыми автоматическими моделями бренда – вполне достойная замена ролексовских «эксплореров», но с розой Тюдоров на циферблате вместо знаменитой короны. Храбрые дотошные британцы, все еще подвергаясь опасности замерзнуть насмерть на гренландском леднике, отсылали в штаб-квартиру «Тюдора» (она же «Ролекса») хвалебные (оправданно хвалебные) отзывы, которые тут же тиражировались газетами и журналами. Машина раскручивания марки работала.

В часах коллекции Tudor использовалось немало дизайнерских и конструктивных решений Rolex, однако бренд подкупал свежей, менее строгой эстетикой. Со временем появились и собственные находки, немало способствовавшие его популярности и росту собственной аудитории. Дайверские часы Tudor, выпускавшиеся буквально по следам ролексовских «сабмаринеров», получили превосходные запоминающиеся и узнаваемые стрелки «снежинка»; яркие импозантные хронографы, создававшиеся в 1970-е годы, составляли достойную альтернативу ролексовским «дейтонам»… Тем не менее в 1980-е и 1990-е годы бренд лишился динамики, сосредоточившись на невыразительном классическом дизайне, а главным его рынком стал азиатский регион.

Перемены в Tudor принесла смена руководства в Rolex – в 2008 году свой пост гендиректора покинул Патрик Хайнигер, а в Tudor уже в следующем году бразды правления были вручены новому гендиректору – Филиппу Певерелли, ранее работавшему в Chopard. Певерелли нашел в компании современно мыслящую команду вместе с главой департамента дизайна и маркетинга Давиде Черрато, и этого оказалось достаточно, чтобы «разбудить» бренд, обладавший прекрасной историей. Тем более что в часовой индустрии правила бал новая тенденция часов винтажного стиля – не придумано лучшего средства для того, чтобы «поженить» выдающуюся историю и светлое настоящее часовой марки. Первой приметой коренных изменений в деятельности компании стал автоматический хронограф Heritage Chrono 2010 года, но настоящую сенсацию в 2012-м произвели часы Heritage Black Bay. Именно с их появлением стала очевидной новая стратегия Tudor: этот бренд не боялся играть там, где Rolex не хотел работать априори, а именно в винтажном жанре. Поскольку речь шла о славном наследии и историческом достоянии, Tudor фактически частично заимствовал некоторые элементы из ролексовских достижений прошлого.

В 2015 году Tudor сделал еще один серьезный – и неожиданный для многих – шаг вперед, выйдя на рынок как производитель собственных механизмов. Первенцем мануфактурной стратегии бренда стали часы North Flag, посвященные гренландской экспедиции 1952–1954 годов, с которой начиналась история Tudor как самостоятельной часовой марки. Если до этого могли возникнуть подозрения, что тюдоровские механизмы производятся не где-нибудь, а на фабрике Rolex, в прошлом году они были полностью развеяны, так как публике было раскрыто, что Tudor – совладелец никому до того не известной женевской фабрики механизмов Kenissi, нового игрока швейцарской часовой индустрии. Информация была обнародована в связи с объявлением громкой сделки – пакет акций Kenissi приобрела ни много ни мало компания Chanel, и теперь она ходит в полноправных партнерах у Tudor.

Новые винтажные часы Tudor с щитом на циферблате и розой на заводной головке котируются у профессионалов весьма высоко: те знают, что за современными коллекциями стоят реальные исторические образцы. С 2013 года Tudor регулярно завоевывает призы на Grand Prix d’Horlogerie de Geneve, одном из наиболее важных и престижных событий года в индустрии, часовом «Оскаре». Так, 7 ноября нынешнего года на церемонии вручения наград GPHG-2019 в Женеве модель Tudor Black Bay P01 была признана международным жюри лучшей в номинации «Вызов» (Challenge Watch Prize). Эти часы – возрождение легендарного прототипа P01, изготовленного для проекта Plongeur Commando в конце 1960-х. Тогда дальше прототипа дело не пошло – проект отклонили в пользу другой модели Tudor для подвод-ников. Но сейчас у ценителей часов винтажного жанра есть шанс приобрести аутентичное переиздание часов, опередивших свое время.

Читайте также