Украшения Tiffany & Co. как удовольствие на каждый день

«Они создаются, чтобы их носить, а не держать годами в сейфе», – уверен Рид Кракофф, креативный директор бренда

Три года назад Рид Кракофф был приглашен на первую в истории должность креативного директора всего американского Дома Tiffany & Co. На этой должности Кракофф призван отвечать за единую эстетику многочисленных направлений деятельности Tiffany & Co. – от ювелирных украшений до кожаных аксессуаров. Cам дизайнер, некогда выпускник Parsons New School for Design, более четверти века делал успешную карьеру в мире моды: начал ее в Anne Klein и Ralph Lauren, следом 16 лет был артистическим директором, а затем и президентом марки Coach и ушел из нее ради собственного бренда Reed Krakoff, пока не был приглашен на должность своей мечты в Tiffany & Co. Премьера новой коллекции Tiffany T1 дала повод поговорить с креативным директором о его видении прошлого и будущего Дома.

Дизайн коллекции Tiffany T1, как и ее предтечи Tiffany T, построен вокруг символической для Дома буквы Т – как при таком простом мотиве возможно достичь разнообразия форм? И что для вас легче – создать экстравагантное или простое украшение?

Рид Кракофф Простота чего бы то ни было моментально демонстрирует любой недостаток или отсутствие идеи. Потому что в ней нет драматизма и яркости сюжета. Вы не можете спрятаться за простой формой! И потому создавать такую форму для меня куда более сложная задача, чем форму экстравагантную. Либо у вас это получается, либо нет.

Идея T1 – это эволюция первоначальной коллекции, но более полнокровная, графичная, острая, дерзкая, а потому современная. Уверяю вас, у простоты в основе коллекции – мощный потенциал выражения разными способами. Несмотря на общность мотива, Tiffany T и Tiffany T1 имеют разные силуэты и формы, что сразу чувствуется.

Самым большим сюрпризом было количество мастеров, ремесленников, способных создать что угодно

Как эти две главы, Tiffany T и T1, будут параллельно сосуществовать в арсенале Дома? В общем между ними нет особого противоречия...

Р.К. Самая первая коллекция Tiffany T была создана вообще в 80-х – именно оттуда происходит мотив буквы Т. Но она, по-видимому, опередила свое время: просуществовала недолго и сошла на нет. Но идея T, посвященная достоинству и гордости принадлежности к Дому с такой историей, витала в воздухе. И теперь мы просто представляем ее в более свежей версии, добавив разные нюансы. И да, обе коллекции ощутимо различные по характеру, но вполне мирно могут существовать друг с другом.

Внутри Tiffany T1 вы представили предмет ранга high jewellery c cерьезной каратностью бриллиантов. Вы теперь возьмете за правило демонстрировать подобный предмет в каждой новой fashion-коллекции?

Р.К. Именно так. Мне интересно внедрять высокоювелирный объект в коллекцию украшений на каждый день. Это весьма эффективный способ создать больший драматизм вокруг темы, наметить предел мечтаний и продемонстрировать наше мастерство. Обычно собрание high jewellery малодоступно для публики, а в рамках регулярной коллекции такой предмет увидит большее количество людей.

Чувствуете ли вы спрос на подобные вещи? Женщины готовы носить простые по форме, но драгоценные по содержанию вещи каждый день?

Р.К. Я уверен, что если женщина хочет носить такую серьезную драгоценность не только на события с дресс-кодом black tie, это говорит о том, что она хочет таким образом выразить свой индивидуальный стиль. И четко понимает, что подобные вещи не нужно хранить под замком, с ними стоит жить каждый день. Такой подход прекрасно отражает философию Tiffany & Co. – наши украшения создаются для того, чтобы их носить и получать удовольствие каждый день, а не для того, чтобы годами не вынимать из сейфа. И даже предметы high jewellery мы создаем с таким расчетом, чтобы их можно было носить как можно чаще. Это вещи не только для красных дорожек, в них заложено много других возможностей.

Идея «американской роскоши» в принципе заключается в том, чтобы не прилагать очень много усилий. Она не слишком хрестоматийная и формальная, скорее неформальная и непринужденная.

Когда вы работаете над дизайном новых fashion-украшений, имеете ли вы в виду, что их облик должен сочетаться с другими коллекциями на каждый день? Должна ли их объединять печать единого стиля Tiffany?

Р.К. В этом как раз состояла моя главная задача как креативного директора. Мы с командой обновили облик практически каждой коллекции в Доме таким образом, чтобы появлялось ощущение, их создавал один автор. А это далеко не так, поскольку некоторые постоянные коллекции существуют уже десятилетиями, и в будущем году мы представим новые версии еще нескольких констант. Моя высшая цель – объединить их эстетически так, чтобы они органично сосуществовали вместе, в любом сочетании украшений, чтобы они говорили на едином художественном языке.

Идея T1 – это эволюция первоначальной коллекции, но более полнокровная, графичная, острая, дерзкая

Вы творите на своей должности уже три года. Как эволюционировали ваши представления? Изменилось ли ваше видение Tiffany?

Р.К. Я буквально вырос вместе с Tiffany & Co. и всегда сам был клиентом бренда, так что давно и отлично его знаю. Я приходил в магазин на 5-й авеню еще в раннем детстве с родителями – моя мать, мой отец были клиентами Tiffany, я знал каждый угол в магазине, по которму слонялся, пока они делали покупки. Да все, кто меня окружал в детстве, были клиентами этого Дома! В мое время на Манхэттене невозможно было не знать кого-то, кто не носил бы украшения Tiffany и не приобретал бы в этом магазине подарки. У меня самого еще в детстве был знаменитый брелок Tiffany Key Ring c жетоном, я его весь исцарапал, постоянно раскрашивал... и за свою жизнь сменил, наверное, с десяток таких же. Словом, Tiffany всегда присутствовал в моей жизни больше прочих брендов. Поэтому у меня было отчетливое ощущение: это невероятная марка, но в ней некоторое время царит затишье. Дела у Tiffany, конечно, шли отлично, но в наше время, когда интерес к ювелирному искусству так велик, когда оно на передовой мира роскоши и когда в нем происходит столько потрясающих вещей, Дом точно способен на большее. Я остро это чувствовал и стараюсь претворять это «большее» в жизнь.

Сегодня необходимо обновить весь контекст Tiffany – украшения, аксессуары, бутики, рекламу... Мы не должны быть тем, кем не являемся на самом деле. Бренд давно не привлекал того внимания людей, которого он заслуживает. Это по-прежнему фантастический Дом, и о нем надо постоянно напоминать. Особенно в ситуации, когда конкуренция усилилась и нам нужно занять в индустрии прежнее место лидера. Мне это было очевидно с самого начала, и данное мое видение за три года не изменилось.

Удивляет ли вас этот Дом самого?

Р.К. Да! И весьма ощутимо. Самым большим сюрпризом было количество мастеров, ремесленников, потрясающих талантов, способных создать практически что угодно. Вы не поймете, до какой степени они преданы делу, зациклены на качестве и невероятно искусны, пока не окажетесь внутри и не увидите это собственными глазами.

У Tiffany несколько направлений деятельности: женские украшения, свадебные кольца, мужские аксессуары, линия предметов для Дома. Как вы управляетесь с этой структурой?

Р.К. У нас разные команды по нескольким направлениям – одна занимается дизайном украшений, другая – аксессуарами, еще одна – предметами для дома... Но это не такое уж множество сотрудников, как можно вообразить. Лучше меньше, да лучше! Еще есть отдельная команда и по дизайну бутиков, и по визуальному мерчендайзингу...

Моя работа заключается в том, чтобы задавать всем им четкое видение общей стилистики Tiffany. Разумеется, и я работаю над дизайном каких-то вещей, что-то придумывают они, и потом мы все обсуждаем вместе – это постоянный обмен мнениями и творческий диалог. Мы делимся любыми идеями и вдохновляем друг друга.

Я бы сказала, что Тиффани больше, чем любой другой Дом, можно охарактеризовать выражением «бог в деталях» и с вашим появлением в нем во многих вещах появились маленькие штрихи, которые сразу придают им характер. Как вы находите эти детали и составляют ли они почерк Tiffany & Co.?

Р.К. Да, абсолютно! Тиффани – в деталях! Я постоянно ищу эти самые новые штрихи, которые говорили бы многое о продукте и о Доме в целом. И задаю своим дизайнерам дотошные вопросы: почему это, а не то, зачем вы хотите сделать так, а не этак? Мне необходимо, чтобы они находили единственно правильное решение даже в мелочах и за этой мелочью стояла целая философия. За всем в дизайне должна стоять идея! Если ее нет, то это просто случайная вещь. Я давно заметил, что когда ты не знаешь, зачем ты делаешь нечто, то и результат не срабатывает. Если ты не можешь передать людям никакого послания, они его и не поймут, и не услышат, и не захотят обладать этой вещью. Вы всегда должны рассказывать историю, и она должна заинтересовать покупателя. Ничто в дизайне Tiffany не должно быть без причины. Дизайн – это всегда предмет выбора, и люди делают этот выбор, потому что он чем-то затронул их чувства и мысли.