Наука закупать: что значит быть байером

О секретах профессии рассказывает Елена Бугранова, президент Союза русских байеров

Профессия байера в России зародилась в начале 90-х годов. Да собственно, отдельной профессии как таковой тогда и не было – функции байера, как правило, выполнялись владельцами магазинов.

«Сегодня же крупные ритейлеры уже выделяют «байинг» в специальное подразделение. Впрочем, в регионах и в небольших бутиках закупки и управление в основном совмещены до сих пор. А тогда, в 90-е, все начиналось со стоков – магазины закупали и привозили в свой город уже отшитые коллекции, – рассказывает Елена Бугранова, президент Союза русских байеров, первого профессионального сообщества fashion-ритейлеров России. – В те годы был очень большой спрос, и первые магазины, начавшие делать предзаказы коллекций, а не отдельных вещей, а значит, привозить полные размерные ряды, быстро добились успеха».

Сегодня предложения в бутиках во многом превышают спрос, а кроме того, покупатели часто предпочитают заказывать вещи онлайн, поэтому профессия байера претерпела неминуемые изменения. «Если раньше нужно было только успевать привозить, пока все не разобрали, то сегодня байинг – это тщательно просчитанный процесс, где нет места ошибкам, – рассуждает Бугранова. – Байер 90-х был полон азарта и энтузиазма.

Очереди в магазинах и моментально раскупленные позиции – обычное дело тех лет. Соответственно, байер был свободен и был готов рисковать брать все, что нравится. Сегодняшний байер отбирает каждую вещь, сверяясь с показателями продаж и скрупулезно составляя «ассортиментную матрицу». Кроме того, задачи байера в создании ассортимента усложняются нынешними условиями импорта. Налоги и маркировка делают себестоимость товара высокой, как никогда, а значит, повышаются ставки при закупке каждой вещи».

Если раньше нужно было только успевать привозить, пока все не разобрали, то сегодня байинг – это тщательно просчитанный процесс, где нет места ошибкам

Представители иностранных брендов в России в один голос говорят, что вкусы россиян и европейцев за последние годы практически сравнялись. И байерам, конечно, приходится подстраиваться под новые потребности. «Безусловно, российский потребитель изменился, причем кардинально. Если раньше за вещь без логотипов, золота и драгоценных камней мало кто был готов дорого платить, то сейчас, наоборот, большинство предпочитает минимализм. Сегодня уже одеваются не только для других, но и для себя, поэтому кричащий стиль в люксе изменился на умеренность и чистые линии. Логотипы допускаются в основном лишь в аксессуарах, сумках и обуви», – отмечает Бугранова.

Несмотря на эволюцию вкусов российских покупателей, их ориентированность на западную культуру потребления, национальная специфика осталась. И российский байер, контактируя в Милане с иностранными коллегами, должен все равно думать своей головой. «То, что не изменилось, – это любовь российских покупательниц к женственности. Да, раньше это были мини-юбки и эластичные платья. Сегодня в моде оверсайз и свободные силуэты, но акцент на талии никто не отменял, – говорит Елена. – Когда я делаю заказы в шоурумах Милана и Парижа, я всегда с интересом наблюдаю за тем, что отбирают иностранные байеры. И иногда у нас не совпадает ни одной вещи из коллекции!»

Примечательно, что отлич­ия в механизме закупок байеров зависят не только от стран, но и от величины компании. Так, по наблюдению Буграновой, владелец бутика будет чаще рисковать и позволять себе следовать интуиции. В то время как наемный байер крупной компании отчитывается не только перед самим собой, а значит, каждое решение будет основываться на анализах и прогнозах продаж. «Должна сказать, что хороший байер не тот, кто ориентируется только на результаты продаж прошлых сезонов. Но и не тот, кто будет привозить исключительно смелые образы с подиумов, – подчеркивает Бугранова. – Баланс между трендами и коммерцией – один из наиболее сложных аспектов профессии. Так, до 10% моих закупок – это вещи для витрин, модные, экстравагантные, задающие тренды. И самое интересное, что они не только эффективно привлекают людей в бутик, но и чаще всего быстро находят своего клиента. В такие вещи влюбляются и совершают эмоциональные покупки без раздумий».

Елена Бугранова – президент Союза русских байеров, владелица мультибрендовых бутиков Weekend Moda и салона красоты в Ростове-на-Дону. В 2014 году создала Союз русских байеров и учредила ежегодную премию The Best Luxury Stores, которой награждаются лучшие магазины страны. Среди ритейлеров, получивших премию, ЦУМ, Bosco di Ciliegi, Aizel, Babochka, Vip Group, LeForm и другие. «Идея создания союза пришла мне благодаря иностранному опыту моих коллег, – вспоминает Бугранова. – Ведя бизнес в Италии, я много общалась с местными байерами, восхищалась их сплоченностью и дружбой. Узнав об итальянской палате байеров, я осознала важность подобной организации и для России». Напомним, что в союз входят ритейлеры в сфере моды и байеры из Москвы и регионов. За пять лет существования союза профессионалы отечественной индустрии из разных уголков страны стали регулярно общаться и вместе решать насущные проблемы.

Читайте также