Костюм славы: как взять 17 «Оскаров», но остаться за кадром

Профессии шоу-бизнеса, которые часто остаются в тени

Художник по костюмам, портной и дизайнер Умберто Тирелли основал свое ателье в Риме в 1964 году: киностудия Чинечитта как раз переживала свой золотой век.

Как это часто бывает, его карьера началась почти случайно. Юный Умберто начинал посыльным у торговца тканями в Милане и однажды в какой-то портняжной мастерской познакомился с Лукино Висконти. Эта встреча перевернула жизнь молодого человека. Его ждала головокружительная карьера: 17 «Оскаров» за лучший костюм и успешное сотрудничество не только с признанными художниками по костюмам, такими как Габриэлла Пескуччи, Франка Скуарчапино, Милена Канонеро («Огненные колесницы», 1982), Пьеро Този, но и лучшими режиссерами того времени Милошем Форманом, Бернардо Бертолуччи, Лукино Висконти и Федерико Феллини. Тирелли безукоризненно выражал их строгие художественные требования при помощи костюмов.

Тем не менее сам Умберто всегда оставался за кадром, несмотря на высокую оценку Дзеффирелли и других режиссеров, актеров и дизайнеров, которые хотели работать только с ним. Так часто бывает, когда речь идет о кинематографическом ремесле. Успех любого шоу, фильма, произведения исполнительского искусства зависит не только от таланта артиста, играющего центральную роль. За ним стоит кропотливый труд всех работников, готовящих даже самый крохотный элемент мизансцены – от декораций до костюмов, от света до причесок и грима: за кулисами шоу-бизнеса много ремесленных профессий, которые часто остаются в тени.

Талант костюмера играет особую роль в создании «иконы», другими словами, превращении героя картины в звезду, которую запомнят навсегда. Кем была бы Дороти Гейл без своего клетчатого фартучка? А Индиана Джонс без своей шляпы? Или Марлен Дитрих без мужского костюма?

Костюмы определяют душу героя. И множество этих культовых нарядов вышли из ателье Тирелли. Вспомните платье Лилы де Нобили, которое было на Марии Каллас в «Травиате» (постановка Лукино Висконти, 1955 год), костюмы Габриэллы Пескуччи для фильма «Братья Гримм» режиссера Терри Гиллиама и Пьера Луиджи Пицци для театральной постановки «Бьянка и Фальеро», наряды для фильма «Анна Каренина» авторства Маурицио Милленотти. Режиссеры всегда требуют особенных вещей, чтобы раскрыть характеры персонажей, но костюмеры должны знать, что собой представляет персонаж, прежде чем создать костюм. И не важно, в какую эпоху происходит действие, – аудитории предлагается поверить, что герои фильма – реальные люди, жившие своей жизнью задолго до того, как начал развиваться сюжет. Все, что касается персонажей, должно выглядеть правдоподобно, в том числе одежда, вот почему лучшим художникам по костюмам нужны лучшие костюмеры, такие как Тирелли.

Сегодня в коллекции ателье Тирелли более 15 000 экземпляров костюмов разных эпох и стилей

Независимо от жанра картины творческий процесс дизайнера начинается с исследования. Со своей коллекцией костюмов разных эпох и стилей, в которой более 15 000 экземпляров, ателье Тирелли остается одним из самых вдохновляющих мест для каждого дизайнера, желающего создавать произведения, которые способны задавать мировые тренды и влиять на мировую культуру. Впечатляющая коллекция костюмов, одна из самых значительных в мире, собиралась Умберто Тирелли от случая к случаю, но для этого он копался на чердаках аристократических домов и охотился за сокровищами на блошиных рынках. Антикварные и винтажные вещи, которые он отбирал, помогали ему понять, как вдохнуть жизнь в персонажей, – он был одержим желанием вносить одухотворенность в каждый костюм.

Страстный коллекционер, талантливый мастер, щедрый друг, Умберто Тирелли за свою жизнь (он умер в 1990 году) сделал много пожертвований музеям мира. Кроме своей второй родины – Рима – он не терял связей с Флоренцией, городом его друга Дзеффирелли. Именно поэтому в 1986-м он подарил 300 выдающихся экспонатов (150 подлинных вещей и 150 кинематографических и театральных костюмов) Галерее костюма в Палаццо Питти.

Наследие Тирелли сохраняется благодаря мастерству и преданности Дино Трапетти, его близкого друга, с которым они были неразлучны всю жизнь. Дино подхватил эстафету Умберто, чтобы обеспечить бессмертие этой поистине итальянской красоте.