Союз спасения: модная индустрия – ради планеты

Почему производство товаров класса люкс считается одним из самых опасных для экологии

Производители одежды и обуви активно включились в экологическое движение – одни жертвуют деньги на спасение океана, другие выпускают одежду из переработанных бутылок, третьи строят «чистые» фабрики, на которых стараются минимизировать опасные выбросы в атмосферу и экономить воду и электричество, четвертые спорят, так ли уж безвреден для экологии отказ от натурального меха в пользу синтетики. Мысли о защите планеты сегодня стали человеческой и профессиональной нормой, своеобразным этическим откатом, вызванным последствиями гиперпотребления и перепроизводства.

Более того, в последнее время из разрозненных инициатив экодвижение превращается в консолидированный процесс. В конце 2018 года была подписана Хартия модной индустрии для борьбы с изменениями климата, составленная Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (РКИК). Главная цель инициативы – достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году! Среди подписантов – Adidas, Esprit, Guess, Gap, H&M, Levi Strauss & Co., а также Burberry, Hugo Boss и другие – всего несколько десятков компаний.

Компании будут продолжать сокращать выбросы в атмосферу, защищать экосистемы, снижать производство пластика

В начале 2020 года к хартии присоединилась группа Fast Retailing, которой принадлежит бренд Uniqlo. «Мы рассматриваем экологическую и социальную ответственность как основу своей деятельности и реализуем меры по расширению бизнеса с одновременным снижением влияния на окружающую среду», – отметил Юкихиро Нитта, старший вице-президент по вопросам устойчивого развития Fast Retailing. А шведский гигант H&M подчеркивает, как важна для него борьба за чистоту производства и как важно делать это в компании с другими «гигантами». «Индустрия моды больше не может существовать как раньше, и мы считаем, что единственное решение – перейти от линейной модели производства к цикличной», – говорит Карл-Йохан Перссон, генеральный директор H&M Group.

Вслед за хартией последовал экопакт: в 2019 году бренды подписали Fashion Pact, который инициировал Франсуа Анри Пино, президент Kering Group, от имени французского президента Эмманюэля Макрона. Среди участников и H&M, и группа Inditex, и Adidas. Но также очень много представителей luxury-сегмента – члены группы Kering (Gucci, Saint Laurent, Alexander McQueen и др.), а также Chanel, Ermenegildo Zegna, Giorgio Armani, Hermes, Moncler, Geox, Prada Group, Ralph Lauren, Salvatore Ferragamo.

Соглашение Fashion Pact подписано по следам саммита G7, состоявшегося в августе 2019 года в Биаррице. «Это беспрецедентный проект, подписанный самыми важными представителями моды и роскоши, которые хотят вместе построить лучшее будущее, – комментирует Джильдо Дзенья, гендиректор группы компаний Ermenegildo Zegna. – Объединив силы, мы сможем достичь замечательных результатов».

Согласно установкам Fashion Pact, компании будут консолидированно продолжать сокращать выбросы в атмосферу, защищать экосистемы, снижать производство пластика. «Общие цели и совместные ресурсы должны помочь всем компаниям, подписавшим пакт, – а это десятки компаний – продвинуться на новый уровень, – рассуждает Ирина Куликова, эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Company. – В то же время, насколько в реальности данный пакт сможет поменять будущее модной индустрии, пока неясно. Да, с одной стороны, часть подписантов уже сегодня предпринимает соответствующие действия. Но с другой – огромный процент выбросов в окружающую среду не связан непосредственно с модными домами, а находится в сфере влияния производств, поставляющих ткани, кожу и другие материалы».

Поэтому, по мнению Куликовой, чтобы этот пакт и ему подобные были действенными, потребуется немало усилий. «Бренды должны будут тесно работать со своими поставщиками и оптимизировать не только собственное производство, но и всю цепочку! Также надо будет заинтересовать новыми мерами покупателей. Сейчас это сделать особенно легко: значительная часть потребителей занимает активную позицию в отношении защиты окружающей среды».

И, конечно, за чистоту и экологичность надо будет заплатить. «Придется использовать более экологичные материалы, которые зачастую дороже обычных, а переход на альтернативные источники энергии – также дело затратное», – считает Куликова.

Но деваться некуда. Модная индустрия сегодня входит в пятерку самых загрязняющих производств – вместе с нефтяным и нефтехимическим производством, с добычей полезных ископаемых и сельским хозяйством. По данным UN Environment Programme в 2017–1918 годах, на долю модной индустрии пришлось 20% загрязнения сточных вод и 10% выбросов в атмосферу. «Окрашивание тканей, использование электричества, получаемого путем сжигания угля, транспортировка – все это в сумме дает страшные для экологии последствия, – поясняет Ирина Куликова. – Кроме того, ускорение модной индустрии, фокус на «здесь и сейчас», культ инстаграма и соцсетей влекут за собой рост числа покупаемых и уничтожаемых вещей, а это, в свою очередь, дополнительная нагрузка на окружающую среду.

Экологические программы брендов и домов моды