Отражая историю: как серебро навсегда изменило Christofle

Вот уже почти два века бренд производит столовое убранство и предметы интерьера

Основатель компании Шарль Кристофль родился в 1805 году в семье владельцев мануфактуры, несколько поколений которой работало с драгоценными металлами. Освоив профессию ювелира, 25-летний Шарль возглавил семейное дело в 1830 году – это и есть официальная дата основания Christofle. Через десять лет компания числилась среди крупнейших ювелирных производителей Франции.

Чтобы придать бизнесу иной масштаб, Шарль начал производство изделий из серебра и тем навсегда изменил вектор развития Christofle. Приобретенные у французского виконта-изобретателя Анри де Рюо и бирмингемского инженера Генри Элькингтона патенты на изобретения позволили наносить серебряное и золотое покрытие на изделия новаторским путем электролиза или гальваническим методом, а не долгим способом вручную, как прежде.

В 1845 году Кристофль зарегистрировал новые клейма серебряных дел мастеров, и Дом Christofle стал производить предметы из металла с серебряным покрытием, которые по красоте не уступали аналогичным изделиям из цельного серебра. Желающие идти в ногу со временем король Франции Луи-Филипп и его преемник император Наполеон III делали у Christofle такие масштабные заказы, что компания получила звание «официальный поставщик императорского двора».

Во второй половине XIX столетия компания стала поставщиком министерств, посольств по всему миру, а во Франции еще и отелей, океанических лайнеров и поездов – чтобы обеспечить спрос на продукцию, на мануфактуре трудилось 1500 рабочих!

Благодаря революционному способу промышленного использования гальванопластки в Christofle научились повторять один предмет множество раз, используя форму из резины, и запустили серийное производство. Christofle первым взялся и за монументальные декоративные формы: в 1858 году был изготовлен фигуративный декор для вагона папы Пия IX.

Через пять лет, когда основателя компании не стало, его дело продолжили сын Поль Кристофль, художник и общественный деятель, и племянник Анри Буйе, инженер и химик. В 1868-м компания создала позолоченные статуи для декора крыши Опера Гарнье в Париже. Год спустя на мануфактуре в Нормандии была исполнена гигантская позолоченная статуя Мадонны с младенцем Иисусом для церкви Notre-Dame de la Garde в Марселе – это до сих пор самый крупный в мире арт-объект, изготовленный методом гальванопластики.

Мастера Christofle живо откликались на новые художественные веяния конца XIX и XX веков. И не раз создавали шедевры в соавторстве с самыми знаменитыми художниками своего времени. В период ар-нуво Christofle сотрудничал со скульптором Каррье-Беллезом, учителем Родена; стиль ар-деко ознаменовался проектами с фотографом Маном Рэем и художником Жаном Кокто и созданием изделий с архитектором Джо Понти. В эпоху модернизма 1950-х с ее культом функционального дизайна были реализованы идеи Лино Сабаттини.

Эта традиция творческих союзов с художниками успешно продолжилась и в веке XXI: сегодня в портфолио компании проекты с ведущими декораторами и индустриальными дизайнерами – Пегги Хюин Кин, Матильд Бретилло, Андре Птуман, Марселем Вандерсом, Ора-Ито, Каримом Рашидом и др.

Год назад с приходом нового гендиректора марки Натали Реми в Christofle наступило время перемен. Но любимый подход Шарля Кристофля наверняка останется прежним: «Есть только один критерий качества: просто лучшее».