Мода на карантине: выживут стойкие?

Говорит Сергей Шувалов, генменеджер Geox в России

В нынешней ситуации крайне сложно с твердой уверенностью прогнозировать развитие модной индустрии после того, как пик пандемии будет пройден. Объем ущерба растет с каждым днем простоя магазинов. В России ситуация сильно осложняется еще и резким падением цен на нефтепродукты и, как результат, ослаблением национальной валюты.

Масштаб потерь мы сможем оценить только после того, как магазины начнут открываться, а значит и точный перечень мер, направленных на оздоровление бизнеса будет окончательно определен по итогам такой оценки. Но уже сейчас становится очевидным, что на восстановление рынка потребуется не менее двух лет.

Мы также отдаем себе отчет в том, что структура рынка очень заметно видоизменится: произойдет перераспределение доли и влияния различных сегментов и ключевых игроков индустрии. В результате снижения доходов населения и резкого роста безработицы — не только в России, но и по всему миру – произойдет как снижение покупательской способности, так и перераспределение групп потребителей. Проще говоря, мы ожидаем, что люди привыкшие покупать исключительно товары категорий «люкс» и «премиум» снизят объем потребления таких продуктов и обратят внимание на бренды с подтверждённой репутацией в своем сегменте, но способные предложить качественные товары по более приемлемой цене.

Уже сейчас становится очевидным, что на восстановление рынка потребуется не менее двух лет

Мы также не ожидаем мгновенного восстановления трафика в торговых зонах, т.к. еще долгое время после карантина люди будут попросту бояться появляться в местах скопления людей. Многие намерено перестанут брать на шопинг родителей или детей, предпочитая совершать покупки для них интуитивно. А значит возрастет и объем возвратов – плюсом и к без того сниженному объёму продаж. На фоне всего этого многие магазины даже не откроются после карантина, т.к. соотношение расходов на содержание торговых точек и ожидаемой покупательской способности станут несоизмеримыми. А значит и объем предложения со стороны ритейлеров тоже будет снижен.

Первое, что будут делать все без исключения одежные и обувные ритейлеры после открытия магазинов – это упор на реализацию как можно большего остатка товаров, накопленного за время простоя магазинов. Витрины будут пестрить распродажами и привлекательными акциями — лишь бы восполнить нехватку cash flow в краткосрочном периоде и погасить накопленные за это время простоя долговые обязательства. Заметная часть весенне-летнего ассортимента Geox также будет предлагаться с хорошей скидкой, но наш следующий шаг — курс на оздоровление бизнеса, начиная уже с сезона осень-зима 2020/21. Именно поэтому весь без исключения ассортимент нами уценен не будет, а на часть моделей обуви будет продлен срок жизни на полках. Производство новой осенне-зимней коллекции бренду Geox по очевидным причинам пришлось сократить, но это не значит, что мы не готовы к сезону. Сокращения коснулись в основном базовых моделей, переходящих из сезона в сезон.

Первое, что будут делать все одежные и обувные ритейлеры после открытия магазинов – это упор на реализацию как можно большего остатка товаров, накопленного за время простоя. Витрины будут пестрить распродажами и акциями

Выживут и начнут набирать темпы роста те компании, которые сработали на опережение в момент развития кризиса, вовремя снимая кредитную нагрузку, перераспределяя каналы сбыта и дистрибуции, а также давшие возможность своим оптовым клиентам пережить данный кризис и не обанкротиться, разработав соответствующие меры поддержки. Российское представительство Geox, к примеру, не стало поднимать розничные и оптовые цены, а зафиксировало курс национальной валюты на отметке 70 руб. за евро, тем самым помогая пережить кризис своим партнерам. Многим мы предложили отсрочку платежей на достаточно длинный период времени.

Очень важен момент выхода из кризиса – игроки рынка должны понимать, что просто предоставив огромную скидку на остатки коллекций весенне-летнего сезона 2020 проблему не решить, и восстановиться будет очень сложно. Поэтому необходимо стратегически подходить к ассортиментной политике сразу 3-4 следующих сезонов. От владельцев же монобрендовых магазинов будет требоваться четкое выполнение правил, стандартов и рекомендаций бренда. Именно это будет декларировать и наша компания.