Салоны красоты: выживет сильнейший?
Российские салоны красоты, как и другие представители рынка услуг, все эти долгие недели соблюдают режим самоизоляции. Они закрыты, а клиенты жалуются в соцсетях на «отросшие корни» и густые шевелюры, за которыми приходится ухаживать в домашних условиях и доступными средствами.
Вообще, российский рынок парикмахерских услуг – один из самых востребованных в стране: парикмахеры обслуживают, по оценкам компании L'Oréal, от 500 000 до 1 млн человек в день. Этот рынок также является крупным «работодателем» – 50 000 салонов красоты обеспечивают занятость как минимум 300 000 парикмахеров и десятков тысяч других специалистов отрасли.
Рано или поздно салоны снова откроются, но, увы, далеко не все. Некоторым не удастся остаться на плаву без помощи государства или инвесторов. Посильную помощь в выходе из карантина решила оказать коллегам по цеху французская компания L'Oréal – эксперт в индустрии красоты и исторический партнер парикмахеров на протяжении более 110 лет. L'Oréal намерена содействовать открытию салонов красоты после снятия ограничений. Цель инициативы – обеспечить работу салонов в максимально безопасных условиях. Для этого принято решение поставить российским салонам защитные средства. 3,5 млн единиц антисептического геля, который сейчас производят на заводах L'Oréal, отправят в парикмахерские по всему миру. В частности, в России L'Oréal предоставит салонам красоты 14 000 флаконов с антисептиком, а также 162 000 пар защитных перчаток.
Помимо этого компания, опираясь на собственный опыт и на рекомендации ВОЗ, разработала руководство для парикмахеров по соблюдению правил гигиены для предупреждения распространения COVID-19. В документе, который будет доступен онлайн, содержатся советы, как минимизировать контакты между клиентами и мастерами.
Мы собрали мнения представителей российского «салонного» рынка, которые решили рассказать об актуальных проблемах бизнеса и о том, как им далось это нелегкое время вынужденного закрытия, а также поделиться своими планами на будущее.
Что будет с салонами после карантина, ответить непросто. Тут сыграют роль множество факторов. Во-первых, важно, какую позицию займет государство. Так, например, если уже существующие нормативные условия будут ужесточены, то экономика легальных салонов красоты, привыкших четко следовать букве закона, не выдержит. Да и не только экономика, но и психика владельцев. До карантина мы должны были вести порядка 50–53 журналов и реестров (санитарные, пожарные, техника безопасности, трудовое законодательство и т. д.). Если события пойдут по плохому сценарию, то салоны будут либо закрываться, либо уходить в «серую» зону. Во-вторых, мы не знаем, какую позицию займет клиент, а именно предпочтет ли безопасность в салоне или рисковую дешевизну частного мастера. Далее, сейчас сложно предсказать, какую позицию займут специалисты отрасли, что они выберут, быть красивым и свободным в своих действиях «серым домушником» или ограниченным в своих действиях законопослушным специалистом салона. В зависимости от всего этого мы можем получить: уменьшение легальных игроков, усиление активности агрегаторов и специалистов частного сектора.
Также, возможно, в этот раз будут успешно реанимированы форматы мобильных салонов красоты, которые запускались и прогорали несколько лет назад, так как рынок был не подготовлен. У «выживших» наверняка поменяется структура востребованных услуг, так, вероятно, в эконом- и бизнес-сегменте приоритет будет за «долгоиграющими» сервисами, позволяющими клиенту как можно дольше сохранять полученный в салоне эффект. Ну и очевидно, у клиентов сделавших выбор в пользу салонов, будет усилено внимание к уровню безопасности, как многие пишут «безопасность – это новый формат сервиса».
После выходы из карантина, думаю, можно ожидать эффект отложенного спроса. Так, например, по словам коллеги из Екатеринбурга, где салоны уже работают, первые полторы-две недели был ажиотажный спрос. Но он довольно быстро иссяк. Особых денег они не зарабатывают, так как действуют ограничения по количеству рабочих мест, по интервалам между клиентами и, самое главное, разрешены исключительно стрижки (что для меня видится странным, так как контакт с клиентом при окрашивании меньше, чем при стрижке). В нашем случае есть риск, что и этих ажиотажных недель не будет.
Мы поддерживаем связь с нашими клиентами, и могу сказать, что многие из них держались из последних сил, но после объявления, что «май сидим», они обратились к нелегальным игрокам. Поэтому те, кто продолжает самоизолироваться, не волнуйтесь, любой из открывшихся салонов Москвы встретит вас без очереди как самого дорогого и любимого человека на свете.
Кризис – хорошее время для переоценки ресурсов, как материальных, так и человеческих, проявления финансовой и управленческой грамотности. Но, конечно, определенное количество салонов пострадают и даже закроются. Не секрет, что до пандемии существовали салоны, не имеющие бизнеса как бизнес, работающие с нулевой прибылью «лишь бы не в минус», где владелец был удовлетворен просто тем, что он занят.
Легче будет тем салонам, где была настроена система управления, не было кредитных ресурсов или они были погашены, где уже умеют считать деньги и понимать конверсию средств, вложенных в рекламу, оборудование, развитие, где качественно мотивировали персонал. Сила команды, отношений с партнерами, поставщиками и с клиентами может быть хорошим помощником для быстрого восстановления. Грамотные поставщики работают над снижением лишних расходов, над антикризисными предложениями. Необходимо искать новые возможности. У управляющих салонами на это сейчас лучшее время. Обучение и переосмысление, создание более сильного предложения, стандартов качества, сервиса, маркетинговой активности, протоколы времени на услуги, автоматизацию систем административной работы и учета. Сервис – это не когда салон возвращает клиенту деньги при плохой услуге, а когда он не оказывает плохой услуги.
Что касается клиентов, то, конечно, произойдет определенный отток. Однако волосы и ногти не перестанут расти, есть кризис или нет. Женщина будет искать красоту, даже на последние деньги. Это демонстрируют нам и 2008, и 2015 годы.
Мы запустили совершенно новое для нас направление: доставку наборов для домашних услуг. Самым популярным у нас стал набор для окрашивания волос и корней – уже отправили более 200 таких наборов. Это помогает нам держаться на плаву и получать выручку при полностью закрытых салонах.
Если говорить о помощи от государства, то мы воспользовались кредитными каникулами в двух банках, где у нас есть инвестиционные кредиты под открытие наших проектов. Пока это все. На днях президент объявил о возможности получения беспроцентного кредита на зарплату, который будет в случае сохранения численности персонала погашен государством через год. Мы планируем воспользоваться и этой мерой поддержки.
Но вообще думаю, что карантин серьезно отразится на сфере услуг. У многих салонов красоты, спа-центров, барбершопов сейчас формируются долги. Прежде всего – по аренде и зарплате. Я знаю, что многие работодатели не смогли выплатить аренду за март и договориться с арендодателями о специальных условиях на период карантина. Думаю, что какое-то количество предприятий не откроется. Какое конкретно, не хочу прогнозировать, потому что в сфере услуг красоты занято огромное количество работников: только в Москве в этой сфере трудятся около полумиллиона человек. Естественно, два месяца простоя – это серьезный удар по отрасли.
Также я думаю, что будут активно развиваться онлайн-услуги, выездные сервисы, так как многие клиенты поменяют свои привычки и будут достаточно долго выходить из карантина, а многие организации откажутся от офисов в целях экономии, и сотрудники продолжат работать из дома. Соответственно, это довольно серьезно ударит по визажному бизнесу, бизнесу укладок, всем тем услугам, которые были нужны для большого количества встреч офлайн.
Сейчас, когда есть время подумать, мы анализируем, что происходит на других рынках. Внимательно слушаем представителей других отраслей. Например, в Китае был отложенный спрос в течение недели, а далее спрос установился на уровне 50% от докарантинного. Я прогнозирую снижение спроса в офлайн, и мы для себя разрабатываем план сохранения продажи наборов для развития бизнеса. После открытия будем развивать доставки услуг, сервис визитов мастеров к клиентам на дом.
Мне повезло, мои арендодатели – приличные люди: они предоставили каникулы на период карантина. И скажу честно, я боюсь дня, когда все откроется вновь, ведь с учетом требований Роспотребнадзора работать будет просто невозможно. Спецкостюмы, похожие на костюмы, используемые во время чернобыльской катастрофы, требования по соблюдению дистанции 1,5 м (простите, но пока еще никто не изобрел виртуальную стрижку или виртуальный маникюр), очередь на улице (как вы себе это представляете?), отдельные кабинеты – это значит мы будем открываться только в салонах, которые имеют инвесторов и размер которых 500 и больше квадратных метров.
Знаете, в каждом бизнесе есть правила. И во всем мире салоны красоты (мы не говорим о спа-салонах – это совсем другое) не имеют больших площадей. Мне интересно, кто составлял список требований, но еще интересней, как мог государственный орган подписать такие требования, ведь они просто из разряда «очевидное-невероятное». Очевидное – потому что опубликованы, а невероятное – потому что их невозможно соблюсти.
Если мы начнем работать по этим нормативам, то 60%, а возможно, и 80% салонов красоты закроются.
Также мне непонятно решение органов власти об открытии в период самоизоляции салонов с лицензией. Что, инъекции красоты, пилинги и нити сегодня важнее отросших седых корней или отсутствия маникюра? Конечно же, нет. Медицинские лицензии дали возможность предоставлять другие бьюти-сервисы под прикрытием. А я не имею права даже просить своих сотрудников о выезде на дом или выходе на работу, пока ситуация не вернется к норме, ведь большинство сотрудников салонов красоты – женщины, имеющие детей и родителей. Я не буду брать на себя ответственность.
И все же, как ни странно, это тяжелое время дало и дает многим из нас шанс переосмыслить свою жизнь. Это время, которое мы уделили своим близким и стали с ними ближе. Это время, когда многие из нас смогли заняться чем-то, чем они хотели заняться уже давно, но не имели возможности. Это время, когда мы можем задуматься о том, ради чего мы живем и где и как мы хотим жить в следующие «дцать» лет.
Арина Мовсисян, совладелица сети nail-студий Nail Sunny
Мы очень надеемся на помощь от государства – подали заявку на получение субсидий, сейчас ждем ответ. Для безболезненного возвращения к работе мы стараемся сделать все, чтобы, посещая наши салоны, клиент был в полной безопасности. Для этого во всех салонах будут установлены экраны между мастером и гостем (как касса в банке), поставим специальное окно для рук, то есть прямого контакта с мастером не будет. Ну и конечно, санитайзеры, маски, перчатки и все необходимое обеспечим.
Карантин негативно сказался на сфере бьюти-услуг, и на нас в том числе. Очень много долгов – зарплаты, аренда и т. д. Сейчас мы выплатили зарплаты за апрель в надежде, что в мае нас откроют, но чуда не случилось. Выход из карантина будет очень сложный – придется много работать на погашение накопившихся долгов. Одна аренда у нас от 1 млн рублей, и мало кто пошел нам навстречу и снизил арендную ставку.
И если честно, я считаю неправильным, что салоны закрыли. Ведь в салонах есть возможность работать безопасно, не то что в крупных супермаркетах, некоторые из которых принимают толпы людей. Это необъяснимо, почему они открыты, а мы нет.
Основная масса наших клиентов пришла к нам из соцсетей, поэтому мы считаем важным поддерживать с ними там связь, быть на виду. Мы запустили фитнес-марафон, организовали онлайн-уроки по самомассажу лица, продаем косметические наборы по уходу за собой. У нас золотой арендодатель – освободил нас от уплаты аренды в паре SMS.
Многим коллегам по бьюти- и фитнес-цеху не так повезло. Так как мы входим в перечень наиболее пострадавших отраслей, мы получаем субсидию по 12 000 в апреле и мае на каждого сотрудника. Но это, конечно, не те цифры, которые могут существенно изменить ситуацию, главное для нас – отмена аренды.
Когда все закончится, думаю, работа салонов мало изменится, помимо введения дополнительных санитарных норм. Возможно, изменится структура сферы в пользу крупных игроков – мелкие салоны не выдержат давления аренды и заработных плат, а новые открытия отложат на неопределенный срок.
То, что салоны сейчас закрыты, думаю, правильно. Но решение, что салоны с медлицензией могут быть открыты, странное: вирусу все равно, есть у вас лицензия или нет, при длительном контакте мастера с клиентом не помогут никакие маски и обеззараживатели. Зачастую такие салоны не оказывают услуги первой необходимости – обычно это салоны, работающие с инъекциями, уколами красоты. Некоторые, как я знаю, не стали открываться, несмотря на лицензию: боятся стать очагом заражения. Я знаю один маникюрный салон, в котором за пару дней до введения мер по самоизоляции перезаражались все мастера и клиенты.
У нас весной должен был быть сезонный всплеск – в эти месяцы девушки обычно работают над телом, а летом уезжают в отпуска. В этом году мы пропустили основной период заработка. Мы продолжаем работать из дома, поддерживать связь с клиентами. Многие девушки пишут и звонят, ждут открытия, и мы надеемся на небольшой отложенный спрос от таких клиентов. Но по нашим догадкам, в целом будет снижение за счет общего снижения покупательской способности. Сейчас, как никогда, актуальна фраза «поживем – увидим».