Люкс – против домашнего насилия

Как индустрия роскоши борется с проблемой мирового масштаба

Одним из «побочных эффектов» пандемии коронавируса и режима самоизоляции, в котором несколько месяцев существует половина мирового сообщества, стало обострение фундаментальной проблемы гендерного неравенства и домашнего насилия в отношении женщин. Его всплеск в разных странах отмечают аналитики серьезных институций: так, согласно исследованию «ООН-Женщины», организации, которая занимается вопросами гендерного равенства, на 30% участились случаи домашнего насилия во Франции, на 25% – в Аргентине, на 35% – в Сингапуре.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что количество обращений женщин с жалобами на домашнее насилие в разных странах выросло в апреле на 60% по сравнению с прошлым годом. В частности, в России, по данным ВОЗ, число подобных обращений увеличилось за апрель в 2,5 раза. Эксперты организации предсказывают, что прецеденты домашнего насилия могут вырасти на 30 млн, если общественная самоизоляция будет продлена еще на полгода.

Косвенным свидетельством разрастания проблемы стали и данные Google Trends – в поисковике Google запросы на эту тему увеличились (по данным на начало мая текущего года) на 143%.

На сложившуюся проблему откликаются не только правовые организации и представители властных структур, но и индустрия товаров класса люкс – и ее голос в общем потоке звучит едва ли не громче. Так, не первый год с проблемами гендерного неравенства борется итальянский модный Дом Gucci. Еще в 2013 году при его активном участии была создана кампания Chime for Change – ее целью стало сплочение, объединение и поддержка выступлений в защиту гендерного равенства. За семь лет в рамках кампании было реализовано 430 проектов совместно со 160 некоммерческими организациями, собрано $17 млн для поддержки различных проектов с упором на образование, здоровье и правосудие в 89 странах мира.

Сегодня под эгидой Gucci организация Chime for Change объединяет усилия с фондом Kering Foundation и запускает новую масштабную кампанию в защиту женщин #StandWithWomen – призыв противостоять росту гендерного насилия в период пандемии. Кампания будет направлена на увеличение финансирования некоммерческих организаций, оказывающих поддержку женщинам всего мира, и на привлечение внимания к проблеме гендерного насилия в период пандемии коронавируса.

В официальном заявлении итальянского ювелирного бренда Pomellato подчеркивается: мир вступил в «кризис внутри кризиса» и случаи домашнего насилия в ситуации социальной изоляции стремительно растут

«Сейчас, как никогда, пора объединиться, чтобы защитить здоровье, безопасность и человеческие права, – говорит соосновательница Chime for Change, член совета директоров Kering Foundation и известная актриса Сальма Хайек-Пино. – Мы выражаем солидарность с женщинами всего мира, которые хотят положить конец насилию по гендерному признаку. На кону прогресс, которого мы добились в упорной борьбе за равенство полов».

Среди некоммерческих бенефициаров кампании #StandWithWomen – итальянская платформа Chayn Italia, организация Equality Now, работающая в странах Ближнего Востока и Северной Африки, американская компания Ms. Foundation for Women и английский фонд Rosa Fund. Также в сотрудничестве с краудфандинговым партнером Global Giving Gucci призывает всех желающих внести собственный вклад в инициативу #StandWithWomen.

Инициатива Gucci далеко не единственный пример, когда крупный производитель индустрии моды и красоты откликается на проблему. Так, группа L'Oreal выделяет 50 млн евро на поддержку женщин. Французская косметическая компания создала целевой фонд, чтобы помогать некоммерческим организациям и благотворительным организациям в их борьбе с гендерным насилием и неравенством. «Кризис COVID-19 не щадит никого, но он также усугубляет существующее неравенство. Это губительно для тех людей, которые и без того были в уязвимом социальном или экономическом положении или стали жертвами насилия, особенно для женщин, – рассуждает Александра Палт, директор по корпоративной ответственности L’Orеal. – Поэтому так важно принять меры для поддержки женщин, оказавшихся в затруднительном положении».

В начале апреля нынешнего года итальянский ювелирный бренд Pomellato и его «младший брат» бренд Dodo также запустили кампанию и краудфандинговую инициативу с целью поддержки жертв домашнего насилия. В Pomellato ратуют за женские права последние десять лет и в 2017-м основали с этой целью масштабную платформу и кампанию #PomellatoForWomen. А теперь в официальном заявлении подчеркивают, что мир вступил в «кризис внутри кризиса» и случаи домашнего насилия в ситуации социальной изоляции стремительно растут.

Кампания началась со вклада 100 000 евро, сделанного самим Pomellato, и уже в первые 24 часа эта сумма увеличилась в два раза через добровольные пожертвования. Все собранные средства пойдут в пользу CADMI, находящегося в Милане временного приюта для столкнувшихся с домашним насилием женщин, и в пользу организации D.i.RE, объединяющей в единую сеть антинасильственные центры по всей Италии, в том числе и упомянутый приют.

Кстати, в своих социальных сетях и официальных заявлениях Pomellato поддерживает тот же информационный посыл, что был сформулирован Kering Foundation, – #YouAreNotAlone. «Pomellato всегда был брендом, посвященным женщинам. И мы крайне встревожены статистикой о росте домашнего и сексуального насилия, напрямую связанного с подавляющими условиями ограниченной социальной свободы. Мы всегда будем решительно действовать, чтобы поддержать женское сообщество, и хотели бы, чтобы пострадавшие женщины знали: они не одиноки в своей беде», – подчеркнула Сабина Белли, исполнительный директор ювелирного бренда.

Насколько несопоставим масштаб вовлечения модной индустрии в решения проблемы домашнего насилия в России, можно понять на едва ли не единственном примере такого участия. Небольшой ювелирный бренд Avgvst Jewelry создал кольца Peace and Love, 20% от продаж которых идут в Консорциум женских неправительственных объединений – эти финансовые средства будут направлены на оплату юридических услуг для пострадавших от домашнего насилия. Перстни из серебра украшены символом мира и любви и специально сделаны гендерно универсальными, чтобы и мужчины могли продемонстрировать свое отношение к проблеме. Как подчеркивает основательница марки Наталья Брянцева, в среднем каждое проданное такое кольцо – это один час работы юриста или адвоката, помогающего жертвам домашнего насилия.

Возможно, ситуацию изменит разгоревшийся в конце апреля скандал на резонансную тему вокруг популярной телеведущей Регины Тодоренко, которая на тот момент занимала второе место среди самых финансово успешных российских Instagram-блогеров, по данным журнала Forbes. Ее резкие публичные высказывания, что жертвы домашнего насилия сами ответственны за случившееся с ними, привели к тому, что сначала глянцевый журнал Glamour лишил Тодоренко титула «Женщина года – 2019», а затем рекламные контракты с ней приостановили бренды J7 (корпорация Pepsico), Pampers и Aussie (корпорация Procter & Gamble), а упомянутый выше косметический концерн L'Oreal, очевидно, не намерен продлевать c телеведущей закончившийся в феврале контракт.

Примечательно, что Тодоренко, уже раскаявшаяся в своем непонимании масштаба проблемы домашнего насилия в России, оперативно сняла документальный фильм на животрепещущую тему и объявила о сотрудничестве с главными некоммерческими организациями – центром «Насилию.нет» и сетью взаимопомощи женщинам «Ты не одна» и тем самым привлекла к их деятельности недостающее внимание. Остается только один вопрос: неужели для того, чтобы начать решать эту проблему в России, нужно придерживаться аналогичной схемы?

Читайте также