Ювелиры выбирают анималистику

Когда драгоценный бестиарий соперничает с природой

В истории ювелирного искусства жанр анималистики такой же древний, как оно само. Украшать себя изображением животного, которое служило бы тотемом, символом силы и бесстрашия человека, принято с незапамятных времен.

Конечно, с тех пор функция украшения как оберега утратила свою острую необходимость и скорее уступила место эмоциональной составляющей. А вот разнообразие форм и видов, напротив, невероятно возросло. Может даже появиться ощущение, что ювелиры задались единой целью – бросить вызов природе и воспроизвести в драгоценных материалах ее творения.

Без преувеличения, в современном ювелирном искусстве созданы, пожалуй, все существующие на планете представители мира фауны – от акулы до слона, от колибри до муравья. Причем изображение насекомых и птиц настолько широко само по себе, что требует отдельного рассказа и собственной галереи.

Насколько популярен жанр анималистики в драгоценных материалах, говорит тот факт, что за некоторыми ювелирными домами исторически даже закрепилось «право» на собственных животных. Стоит произнести Cartier, и в воображении сразу возникает образ пантеры или любой другой дикой кошки, даже ставшей символом этой французской марки. Своим рождением он обязан Жанне Туссен, директору ювелирного департамента Cartier с 1933 по 1968 год, которая ввела в сюжеты Дома фигуративные изображения, и «Пантера» была и остается самым ярким из них. Думаем о Bvlgari и неизбежно ассоциируем этот итальянский Дом с драгоценной змеей – коллекция Serpenti появилась в его арсенале еще в конце 40-х годов, начавшись с часов с секретом в виде обвивающей запястье змеи, и с тех пор этот сюжет разросся до нескольких стилистических линий.

Даже французскому Дому Boucheron, где колье в форме свернувшейся вокруг шеи змеи стали создавать еще в 70-х годах прошлого столетия, не удалось затмить «змеиную» сущность Bvlgari. Зато в последние несколько лет в Boucheron начали изображать кота Wladimir – этим русским именем звали реального питомца Жерара Бушерона, внука основателя Дома и его главу с 30-х по 60-е годы. Тот брал своего любимца на работу, и черный кот свободно расхаживал по бутику на Вандомской площади и развлекал его клиентов – похоже, что драгоценный кот теперь навсегда будет ассоциироваться именно с Boucheron.

Символом другого французского Дома, Chaumet, еще с далеких наполеоновских времен стала пчела, талисман самого императора, который был постоянным клиентом компании. И теперь в ней даже существует целая коллекция Bee My Love с изображением сот и пчел. Арсенал ювелирных украшений Hermes немыслим без лошади, главного сюжета любых предметов, создаваемых в этом французском Доме, чья история начиналась с создания конской упряжи. А с тех пор как Chanel показала первого драгоценного льва, астрологического знака, под которым родилась Мадемуазель Шанель, и ее талисмана, благородный хищник навсегда «приписан» к этому Дому.

Разумеется, «право» на собственный драгоценный тотем сегодня весьма условно. И не мешает, скажем, итальянскому ювелиру Роберто Коину постоянно пополнять свою коллекцию с говорящим названием Animalier, в которой у него представлены и дикие кошки, и змеи, а также слоны, быки и даже кролики и петухи. И в том же Доме Boucheron давно существует своя Animaux de Collection, где можно встретить кольцо в виде грациозной лани или забавного хамелеона. В Cartier помимо диких кошек не менее виртуозно воплощают в драгоценных материалах крокодилов, змей и слонов. А швейцарский Дом Chopard в 2015 году вообще спутал все карты, вдруг выпустив к своему полуторавековому юбилею коллекцию из 150 животных, птиц и насекомых – никто ни до, ни после не высказывался в этом жанре столь масштабно. И в новой коллекции Red Carpet 2020 у Chopard вновь присутствуют медведи и тюлени со шкурами из бриллиантов.

Практически в каждой высокоювелирной коллекции Van Cleef & Arpels найдется изображение самых разнообразных животных, если те встречаются по сюжету сказки или литературного произведения, которым вдохновлено это собрание. Более того, в этом французском Доме давно существуют постоянно пополняемые коллекции бабочек Papillons, разнообразных птиц Birds of Paradise и линия брошей Lucky Animals.

Кстати, последняя – яркий пример того, что ювелирные воплощения животных необязательно должны быть реалистичны и воспроизводить сюжет в мельчайших деталях. Они могут быть представлены немного наивно и схематично, но от этого не менее мастерски исполнены и очаровательны. Поэтому изучать это разнообразие видов и тем более дополнить свой образ драгоценным изображением любимого животного – неизменное удовольствие.

Читайте также