По воде и земле: лучшие лодки-амфибии мира

Инженеры нашли достойный ответ природным препятствиям

В яхтостроении, как и практически во всех других транспортных отраслях, сложно чем-либо удивить. Казалось бы, все уже давно придумано. Лодки идут по воде, если их форма соответствует принципам гидродинамики. Машины едут по дорогам, если у них круглые колеса. Баста. К счастью, есть еще современные галилеи, которые не боятся выкрикнуть «и все-таки она вертится», фигурально выражаясь, разумеется.

Такие революционеры нашлись в Новой Зеландии. Морис Брихем и Дэвид Макки Райт из Окленда в начале 2000-х буквально на салфетке нарисовали макет абсолютно нового катера, который бы мог раздвинуть привычные морские границы, доступные яхтсменам. А именно – выйти на сушу. Так появилась компания Sealegs – пионер нишевой категории яхт-амфибий. Похожий вид транспорта уже существовал: достаточно вспомнить советские танки, бронетранспортеры и снегоболотоходы. Но никогда еще амфибии не делали настолько роскошными.

Первой моделью Sealegs в 2004 году стал 6-метровый катер с надувными бортами, который до сих пор остается бестселлером. По сути, это обычная лодка, но под днищем, на носу и корме сложены специальные «шасси». На воде они убираются и не мешают движению, а для выезда на берег – раскладываются. На лодку можно установить картплоттер с GPS, звуковую систему Fusion, продвинутые динамики и другие аксессуары. Самые крупные катера Sealegs длиной 9 м с надувными бортами и 8,5 м с алюминиевым корпусом и каютой рассчитаны на 8–10 гостей. Их оснащают внешними двигателями мощностью до 400 «лошадок», что позволяет разгоняться на воде до солидных 40 узлов (74 км/ч). На земле же включают дополнительный мотор на 35 л. с. Этого достаточно, чтобы 2,5-тонная машина двигалась по любой поверхности со скоростью 8 км/ч.

В Sealegs рассказывают, что за свою в общем-то короткую по меркам индустрии историю построили и продали уже более 1400 лодок-амфибий разного размера в 55 стран мира. Ничего удивительного. При всех ограничениях со стороны дизайна (признаем, торчащие с кормы колеса выглядят несколько спорно) яхта-амфибия – это действительно удобно. 

Часто владельцы используют такие катера в качестве тендеров на суперъяхтах, чтобы с большого судна в путешествии с комфортом перебираться на сушу – в особенности на необорудованные пляжи. Обычные лодки не могут приближаться к отмелям, потому что рискуют подцепить дно лопастями винтов, а это приведет к дорогому ремонту в лучшем случае. На амфибии проблема отсутствует. Подошли к отмели в «плавающем» режиме, открыли «шасси», выехали на песочек – и не надо мочить одежду и вещи, тащить лодку за собой и испытывать прочие неудобства. 

Для тех, кто использует лодку как основную, «бытовых» проблем тоже значительно меньше по сравнению со стандартными. Особенно актуальны яхты-амфибии на архипелагах, где много островов и пляжей, но практически нет оборудованных стоянок и причалов. Например, такие катера используют рыбаки в Новой Зеландии, Австралии и на Карибах, серферы в Океании и так далее. Еще одна важная сфера применения – в качестве лодок спасения в труднодоступных районах.

Главный минус Sealegs в придачу к брутальному дизайну – высокая цена. Топовая модель длиной 9 м стоит под двести с лишним тысяч долларов. Интересно, что Sealegs недавно создала коллаборацию с земляками. Компания позволила использовать свою запатентованную технологию верфи Stabicraft, которая известна алюминиевыми неприхотливыми лодками. В результате была произведена амфибия Supercab 2100 ST – она чуть дешевле и проще оригинала.

Конкуренты Sealegs не дремлют. Более того – развивают идею. В конце 2000-х в Нормандии появилась фирма Iguana Yachts. Логично – в этом регионе из-за приливов и отливов открываются километры пляжей, но высокие океанские волны и не самый теплый климат весьма затрудняют высадку на обычных лодках. В отличие от Sealegs у французов для передвижения по твердым поверхностям не колеса, а пара складных гусениц по бортам. С точки зрения дизайна Iguana, конечно, более утонченная и изящная. В ее оформлении и материалы дороже, и отделка богаче, на борту просторнее.

Правда, эти радости достаются по высокой цене – $450 000 за классическую 8-метровую модель и свыше $550 000 – за новые X-100 и Limo Tender длиной под 10 м и 600-сильными моторами.

Читайте также