Жизнь на циферблате: как устроены часы Metiers d'Art

Благодаря декоративным техникам на циферблате можно создать любую прекрасную реальность

Самые разные ремесла и техники из мира декоративно-прикладного искусства сопровождали часовую механику на протяжении всей ее истории. Их расцвет на циферблатах и корпусах часов пришелся на XVIII век с его любовью к чрезмерному украшательству сначала стиля барокко, а затем и рококо. Карманные часы были редким дорогим предметом, как сегодня мы сказали бы, «символом статуса», поэтому они должны были красноречиво говорить о высоком положении и богатстве своего владельца. Да и просто услаждать его взор, отвлекая от быстротечности времени.

И если в предыдущие два века в часах преобладали религиозные формы и бесконечное напоминание Memento Mori (механизмы помещали в богато украшенные христианские кресты или в черепа), то с конца XVII века их постепенно стали смещать светские сюжеты. Так что всестороннему применению декоративно-прикладных техник, или Metiers d'Art, способствовала философия гедонизма галантного века, начавшегося с правления Людовика XIV, и зарождающееся понятие art de vivre, или «искусства жизни».

Правда, события конца этого столетия – сначала французская революция 1789 года и последовавший за ней экономический кризис, потом Наполеоновские войны, серьезно пошатнувшие благосостояние аристократии и буржуазии, и затем введенная в 1806 году Наполеоном I блокада на торговлю с Англией, – серьезно обрушили рынок роскоши. И даже привели, например, к постепенному затуханию деятельности столь блистательного предприятия, как Jaquet Droz – сегодня в этом часовом бренде возродили практически все декоративные техники прошлого.

Возвращению декоративной традиции на циферблат и корпус часов в первой четверти XIX века немало способствовало развитие экспорта в Китай: в Поднебесной высоко ценили карманные и настольные часы, привозимые из Швейцарии, и всячески поощряли их оформление в богатых традициях китайского искусства с европейским налетом. Первопроходцем на этом «часовом пути» был бренд Bovet, и наряду с Jaquet Droz, а также с Vacheron Constantin, Patek Philippe, Cartier, Blancpain, Van Cleef & Arpels и многими другими он сегодня является одним из образчиков направления Metiers d'Art, или «искусства ремесел». Такой общий термин в часовой индустрии получили декоративные коллекции часов в тех брендах, что их создают.

Какого высочайшего уровня было «искусство ремесел» украшения циферблатов и корпусов у часовых марок, существующих до сих пор или давно канувших в Лету, в наше время можно изучить в экспозициях часового музея Patek Philippe в Женеве, международного музея часового искусства в Ла-Шо-де-Фоне, в художественно-историческом музее Невшателя и в часовом музее Ле-Локля в замке Мон.

На этом историческом фоне современные коллекции наручных часов из собраний Metiers d'Art выглядят более чем достойно. За три последних десятилетия в десятках часовых брендов сумели возродить множество декоративно-прикладных приемов работы с наручными часами. Разнообразные виды гильоше, гравировка, инкрустация, паве, маркетри, миниатюрная роспись горячей и холодной эмалью, выемчатая, перегородчатая и даже витражная эмаль, миниатюрная золотая скульптура – с помощью этих техник сегодня на циферблатах, корпусах и механизмах образцов Metiers d'Art умелые мастера способны воспроизвести любой портрет, пейзаж или абстрактную композицию.

Более того, в некоторых брендах не просто вспомнили собственные традиции европейского искусства прошлого, но и сумели обогатить их новыми для часового декора техниками. В Jaquet Droz провели эксперимент с орнаментом маркетри из яичной скорлупы, в Cartier и Patek Philippe создают маркетри из соломки, а не только из дерева; а в Piaget, Harry Winston и Van Cleef & Arpels украшают циферблаты маркетри из перьев птиц. В Vacheron Constantin, Chopard и Harry Winston используют старинное японское искусство росписи укиё-э; а в Blancpain, и только в нем, владеют древними японскими техниками работы с металлом сякудо и бинчотан и умеют обращаться с дамасской сталью.

И это далеко не полный список декоративных техник, которые сегодня можно встретить на циферблатах часов у брендов с богатым историческим прошлым. Но все они без исключения требуют виртуозного владения и долгой кропотливой работы мастеров-художников, число которых весьма ограниченно во всей часовой и ювелирной индустрии. Потому собрания Metiers d'Art выпускаются довольно редко, ценятся высоко, становятся объектом коллекционирования и неизменно поражают воображение любителей часового искусства.

Читайте также