На вес золота: секреты мастеров Jaquet Droz

Старинная декоративная техника XVIII века – теперь в веке XXI

Изящный узор из тонких золотых завитков, арабесок, волют и миниатюрных цветочков на темно-синем, насыщенно-бордовом или изумрудном цветах эмали циферблатов часов Jaquet Droz. Этот золотой орнамент в несколько винтажном стиле и вправду имеет исторический прототип – именно таким образом, в технике paillonné, украшались крышки карманных и настольных часов, исполненных еще самим Пьером Жаке-Дро и его мастерами в женевских мастерских в XVIII веке.

Часовщик и механик-новатор, отец-основатель швейцарского часового бренда Пьер Жаке-Дро прославился в первую очередь благодаря уникальным автоматонам – приходящим в движение за счет помещенного внутри сложнейшего механизма фигурам людей в натуральную величину, а также благодаря клеткам с «певчими» птичками с той же тонкой механикой внутри и, наконец, в высшей степени изящным карманным часам. Именно с этими своими творениями Пьер Жаке-Дро совершал многочисленные путешествия по дворцам Европы и демонстрировал их сильным и богатым мира сего, а те охотно приобретали красивые и практичные предметы роскоши.

Карманные часы работы Жаке-Дро, как правило, имели роскошную отделку в трех декоративных техниках – grand feu, или горячая эмаль; flinqué, или прозрачная эмаль поверх гравировки гильоше; и paillonné. И если первые две можно встретить в часах доброй дюжины швейцарских брендов, то paillonné справедливо считается know-how именно Jaquet Droz. Как и тогда, в последней четверти XVIII века, так и сегодня, в первой четверти века XXI, мастера мануфактуры владеют техникой paillonné в совершенстве и демонстрируют это умение в современных часах из коллекции Ateliers d’Art.

Paillonné, или по-русски «пайоне», – сложное декоративное искусство, появившееся как раз в XVIII столетии. Cама техника получила название от французского слова «paillon», обозначающего мелкий золотой орнамент на эмалированной основе. Создание подобного декора – на крышках ли старинных часов или на циферблатах современных – прежде всего требует подготовительной работы в технике flinqué – ручной гравировки в виде расходящихся от центра круга лучей. Именно получившийся узор после позволит обыграть цвет и глубину орнамента, полученного благодаря наложению на металл эмали.

Затем следует собственно процесс paillonnage – для начала мастер наносит на циферблат три слоя полупрозрачной эмали, один за другим, и последовательно подвергает их обжигу (при температуре, достигающей 1000 градусов) для получения базового оттенка – темно-синего, столь характерного для Jaquet Droz в эпоху Просвещения, цвета крепкого бордо или же изумрудного.

Затем он накладывает и обжигает еще шесть слоев эмали, необходимых для расположения paillons (золотой фольги, помещаемой под эмаль) и привнесения финального цвета будущего циферблата.

Только опытный специалист, работающий с техникой paillonné не первый год, может на глаз определить, когда цвет эмали станет однородным и на каком по счету слое на него следует наносить узор из частиц золота. 

Мельчайшие, меньше миллиметра толщиной частички-чешуйки из листа желтого золота 750-й пробы по предварительно созданному трафарету вырезает особая машина (в прошедших столетиях эта ювелирная работа производилась вручную). После чего готовые завитки, арабески, волюты и миниатюрные цветочки мастер помещает на верхний, пока еще не обожженный слой эмали и выкладывает их в геометрический орнамент, сверяясь с эскизом.

Подобная работа должна быть произведена с максимальной, буквально математической точностью – именно поэтому мастер на мануфактуре Jaquet Droz в Ла-Шо-де-Фоне делает орнамент строго в одном направлении – скажем, сначала в вертикальном, – и когда тот получается идеально ровным, уже добавляет горизонтальный рисунок. Завершается этот скрупулезный процесс нанесением трех слоев прозрачной эмали, известной как flux, которая после обжига окончательно закрепляет узор и структуру paillonné на циферблате.

Изумительная по красоте декоративная техника XVIII века стала лейтмотивом двух новых современных моделей Jaquet Droz

Эта изумительная по красоте старинная техника стала лейтмотивом двух новых современных моделей Jaquet Droz, выпущенных ограниченной серией 8 экземпляров каждая. Наручных часов Grande Seconde Paillonnée «Fleur de Lys» в корпусе из розового золота диаметром 43 мм и Petite Heure Minute Paillonnée «Fleur de Vie» в корпусе из того же розового золота диаметром 35 мм, обе с циферблатом из эмали темно-синего цвета.

Для декора циферблатов в технике paillonné были выбраны два декоративных мотива: королевская лилия и цветок жизни. Королевская лилия, многовековой символом королей и императоров, и в наше время встречается в геральдической традиции во Франции, Великобритании, Финляндии, Германии, Испании и даже по другую сторону Атлантики. Цветок жизни – символ созидания и развития, своего рода геометрическая матрица всех проявлений жизни на земле, существующая в самых разных культурах. Выразительный узор с тысячелетней историей построен по принципу золотого сечения и образован пересекающимися и накладывающимися друг на друга окружностями.

Насколько сложны и редки подобные часы, говорит лишь один факт – предыдущие модели с техникой paillonné на циферблате выпускались в Jaquet Droz последний раз три года назад. Интересно, что тогда в ограниченной серии были и карманные часы диаметром 50 мм, созданные по образу и подобию винтажных экземпляров авторства самого Пьера Жаке-Дро, которые сегодня можно видеть в музее в Ла-Шо-де-Фон.

Представленные в его экспозиции старинные образцы успешно пережили прошедшие 250 лет, сохранив при этом яркость, прозрачность и насыщенность цвета техники paillonné. А значит, и современные образцы этого оригинального ремесла Jaquet Droz способны жить в веках и сохранять редкое декоративное искусство для будущих поколений.

Читайте также