На вес золота: секреты мастеров Jaquet Droz
Изящный узор из тонких золотых завитков, арабесок, волют и миниатюрных цветочков на темно-синем, насыщенно-бордовом или изумрудном цветах эмали циферблатов часов Jaquet Droz. Этот золотой орнамент в несколько винтажном стиле и вправду имеет исторический прототип – именно таким образом, в технике paillonné, украшались крышки карманных и настольных часов, исполненных еще самим Пьером Жаке-Дро и его мастерами в женевских мастерских в XVIII веке.
Часовщик и механик-новатор, отец-основатель швейцарского часового бренда Пьер Жаке-Дро прославился в первую очередь благодаря уникальным автоматонам – приходящим в движение за счет помещенного внутри сложнейшего механизма фигурам людей в натуральную величину, а также благодаря клеткам с «певчими» птичками с той же тонкой механикой внутри и, наконец, в высшей степени изящным карманным часам. Именно с этими своими творениями Пьер Жаке-Дро совершал многочисленные путешествия по дворцам Европы и демонстрировал их сильным и богатым мира сего, а те охотно приобретали красивые и практичные предметы роскоши.
Карманные часы работы Жаке-Дро, как правило, имели роскошную отделку в трех декоративных техниках – grand feu, или горячая эмаль; flinqué, или прозрачная эмаль поверх гравировки гильоше; и paillonné. И если первые две можно встретить в часах доброй дюжины швейцарских брендов, то paillonné справедливо считается know-how именно Jaquet Droz. Как и тогда, в последней четверти XVIII века, так и сегодня, в первой четверти века XXI, мастера мануфактуры владеют техникой paillonné в совершенстве и демонстрируют это умение в современных часах из коллекции Ateliers d’Art.
Paillonné, или по-русски «пайоне», – сложное декоративное искусство, появившееся как раз в XVIII столетии. Cама техника получила название от французского слова «paillon», обозначающего мелкий золотой орнамент на эмалированной основе. Создание подобного декора – на крышках ли старинных часов или на циферблатах современных – прежде всего требует подготовительной работы в технике flinqué – ручной гравировки в виде расходящихся от центра круга лучей. Именно получившийся узор после позволит обыграть цвет и глубину орнамента, полученного благодаря наложению на металл эмали.
Затем следует собственно процесс paillonnage – для начала мастер наносит на циферблат три слоя полупрозрачной эмали, один за другим, и последовательно подвергает их обжигу (при температуре, достигающей 1000 градусов) для получения базового оттенка – темно-синего, столь характерного для Jaquet Droz в эпоху Просвещения, цвета крепкого бордо или же изумрудного.
Затем он накладывает и обжигает еще шесть слоев эмали, необходимых для расположения paillons (золотой фольги, помещаемой под эмаль) и привнесения финального цвета будущего циферблата.
Только опытный специалист, работающий с техникой paillonné не первый год, может на глаз определить, когда цвет эмали станет однородным и на каком по счету слое на него следует наносить узор из частиц золота.
Мельчайшие, меньше миллиметра толщиной частички-чешуйки из листа желтого золота 750-й пробы по предварительно созданному трафарету вырезает особая машина (в прошедших столетиях эта ювелирная работа производилась вручную). После чего готовые завитки, арабески, волюты и миниатюрные цветочки мастер помещает на верхний, пока еще не обожженный слой эмали и выкладывает их в геометрический орнамент, сверяясь с эскизом.
Подобная работа должна быть произведена с максимальной, буквально математической точностью – именно поэтому мастер на мануфактуре Jaquet Droz в Ла-Шо-де-Фоне делает орнамент строго в одном направлении – скажем, сначала в вертикальном, – и когда тот получается идеально ровным, уже добавляет горизонтальный рисунок. Завершается этот скрупулезный процесс нанесением трех слоев прозрачной эмали, известной как flux, которая после обжига окончательно закрепляет узор и структуру paillonné на циферблате.
Эта изумительная по красоте старинная техника стала лейтмотивом двух новых современных моделей Jaquet Droz, выпущенных ограниченной серией 8 экземпляров каждая. Наручных часов Grande Seconde Paillonnée «Fleur de Lys» в корпусе из розового золота диаметром 43 мм и Petite Heure Minute Paillonnée «Fleur de Vie» в корпусе из того же розового золота диаметром 35 мм, обе с циферблатом из эмали темно-синего цвета.
Для декора циферблатов в технике paillonné были выбраны два декоративных мотива: королевская лилия и цветок жизни. Королевская лилия, многовековой символом королей и императоров, и в наше время встречается в геральдической традиции во Франции, Великобритании, Финляндии, Германии, Испании и даже по другую сторону Атлантики. Цветок жизни – символ созидания и развития, своего рода геометрическая матрица всех проявлений жизни на земле, существующая в самых разных культурах. Выразительный узор с тысячелетней историей построен по принципу золотого сечения и образован пересекающимися и накладывающимися друг на друга окружностями.
Насколько сложны и редки подобные часы, говорит лишь один факт – предыдущие модели с техникой paillonné на циферблате выпускались в Jaquet Droz последний раз три года назад. Интересно, что тогда в ограниченной серии были и карманные часы диаметром 50 мм, созданные по образу и подобию винтажных экземпляров авторства самого Пьера Жаке-Дро, которые сегодня можно видеть в музее в Ла-Шо-де-Фон.
Представленные в его экспозиции старинные образцы успешно пережили прошедшие 250 лет, сохранив при этом яркость, прозрачность и насыщенность цвета техники paillonné. А значит, и современные образцы этого оригинального ремесла Jaquet Droz способны жить в веках и сохранять редкое декоративное искусство для будущих поколений.