Спираль времени: история в часах и не только

Мануфактура Audemars Piguet открывает свой собственный музей в долине Жу

Шесть лет строительных и архитектурных работ, концептуальный авторский проект здания, новаторская сценография интерьера, триста исторических часов в экспозиции, традиционное часовое мастерство вживую – все это и многое другое можно видеть под крышей музея Audemars Piguet, который швейцарская мануфактура открывает нынешним летом и к которому она прошла долгий путь.

В 2014 году победителем объявленного Audemars Piguet конкурса на лучший проект здания будущего музея стало датское архитектурное бюро Bjarke Ingels Group (BIG). Совету директоров бренда понравился оригинальный стеклянный павильон в футуристическом стиле, который должен быть воздвигнут рядом со старейшим зданием компании, с тем самым, где в 1875 году Жюль Луи Одемар и Эдвард Огюст Пиге устроили свою часовую мастерскую.

Такое соединение архитектурных стилей – конструкция в виде вырастающей прямо из земли спирали и типичное сооружение XIX века – теперь олицетворяет характерный для мастерства Audemars Pigue синтез традиций и устремленности в будущее.

«Мы хотели, чтобы посетители музея знакомились с нашим наследием, мастерством, культурными истоками и открытым взглядом на мир в здании, которое отражало бы не только наши передовые стремления, но еще и привязанность к корням в долине Жу», – так сказала о самом музее и его необычном здании Жасмин Одемар, председатель совета директоров Audemars Piguet.

Ее коллеги подчеркивают, что концепция нового музея действительно служит «идеальной платформой для демонстрации шедевров инженерного и дизайнерского мастерства», которые десятилетиями создавались в одной из самых труднодоступных долин в горах швейцарской Юры.

Экспозиция начинается с краткого обзора эволюции часового дела в долине Жу, имеющей репутацию одной из колыбелей швейцарского искусства создания сложных часов. Затем залы музея знакомят уже с богатым наследием Audemars Piguet – подборку эмблематичных исторических моделей сменяют знаковые современные часы.

Для того, чтобы дать посетителям музея возможность максимально вовлечено «пережить» плавные подъемы, триумфальные пики и моменты созерцания из истории бренда, специалисты по выставочному проектированию немецкой компании Atelier Bruckner представили общую композицию в виде... музыкальной партитуры. А некоторые технические и эстетические аспекты часового дела оживают благодаря своеобразным «интерлюдиям» в виде макетов сложных часовых механизмов, скульптур, заводных автоматов и даже кинетических инсталляций.

Более двух веков истории иллюстрируют 300 часов, в том числе и самые сложные из когда-либо создававшихся на мануфактуре моделей, а также шедевры миниатюризации и нестандартного дизайна. Сферические витрины этого раздела музея напоминают объекты Солнечной системы и поднимают фундаментальную для всего часового искусства тему астрономических циклов.

Среди собственно астрономических часов, часов с боем и хронографов центральное место занимают сверхсложные карманные часы Universelle 1899 года выпуска. Завершается экспозиция богатым собранием моделей Royal Oak, Royal Oak Offshore и Royal Oak Concept. А кульминация всей экскурсии приходится на выставку часов класса Grande Complication, представленную в самом центре спирали.

Но и это еще не все, что можно увидеть в эпицентре здания: чтобы дать посетителям возможность поближе познакомится с часовым искусством Audemars Piguet, в пространство музея включены две традиционные мастерские. В одной опытные часовщики трудятся над сложными часами мануфактуры, создание которых требует от 6 до 8 месяцев работы; в другой – работают мастера ювелиры, закрепщики и гравировщики, которые в свою очередь декорируют часы в художественной технике.

Кстати, посетители также могут попробовать свои силы в некоторых из традиционных техник отделки, правда, самых простых, не требующих десятилетий опыта, – например, в сатинировании и круговом зернении.

«Музей-ателье Audemars Piguet – уникальное место открытий и познания, в котором происходит передача знаний и опыта следующему поколению. Техническая сложность его архитектуры и сценографии делает его похожим на сложный часовой механизм Grande Complication», – так поэтично говорит о новом детище мануфактуры Себастьян Вивас, директор наследия и музея Audemars Piguet.

Читайте также