Какое будущее ждет часовые выставки

Новости лета 2020 года не дают часовой индустрии замедлить свой ход

Преобразование навсегда закрытого Baselworld в новую онлайн-платформу Houruniverse, неожиданный уход со своего поста главы La Fondation de la Haute Horlogerie, грядущие в конце августа премьеры новой выставки Geneva Watch Days и предстоящий салон Watches & Wonders в Шанхае – чего еще ожидать швейцарской часовой индустрии от подорвавшего ее устои 2020 года? 

Традиционно лето – это самый спокойный период для швейцарской часовой индустрии: все профессиональные выставки к этому времени позади, все премьеры уже даны, заказы от ритейлеров приняты и частично исполнены, можно уйти на заслуженные каникулы. Так происходило несколько десятилетий подряд, но лето 2020-го стало серьезным исключением из этого правила. Впрочем, одним большим исключением для индустрии выглядит весь нынешний нестабильный год, в ходе которого пандемия коронавируса кардинально спутала все бизнес-графики. 

Кратко напомним хронологию событий. Еще в начале февраля первым было отменено мартовское мероприятие Time To Move – презентация новых коллекций шести брендов Swatch Group в Цюрихе: Breguet, Blancpain, Harry Winston, Jaquet Droz и Glashutte. Следом, в конце февраля, об отмене объявил и салон Watches & Wonders в Женеве – под таким новым названием в последних числах апреля впервые должен был пройти экс-SIHH, или Салон высокого часового искусства (Salon International de la Haute Horlogerie). Встык с ним начался бы Baselworld 2020, но и организаторы крупнейшей в мире ювелирно-часовой ярмарки вынуждены были пересмотреть свои планы.

Таким образом швейцарская часовая индустрия осталась в 2020-м без своих ежегодных ключевых событий. Лишь часовой дивизион LVMH Group в лице брендов Hublot, Zenith, Bvlgari и TAG Heuer успел еще в январе показать свои новинки на первой собственной мини-выставке LVMH Watch Days в Дубае. Казалось, теперь профессионалам и любителям остается лишь ждать возвращения всех вышеупомянутых событий в будущем, 2021 году, но на этом новости часовой индустрии не закончились, и выглядели они уже как сводки с передовой. 

14 апреля четыре швейцарских и один французский часовые бренды – Patek Philippe, Chopard, Rolex, Tudor и Chanel – объявили о том, что навсегда покидают Baselworld из-за непримиримых разногласий с менеджментом выставки, как организационных, так и финансовых – MCH Group, владеющая и управляющая выставкой, не планировала возвращать участникам вложенные в отмененное события финансовые средства в требуемом объеме и в целом действовала в своих интересах. К этому серьезному исходу буквально через три дня присоединились TAG Heuer, Hublot, Zenith и Bvlgari, приняв аналогичное решение проститься с Baselworld.

«Таким образом швейцарская часовая индустрия осталась в 2020-м без своих ежегодных ключевых событий, но на этом новости часовой индустрии не закончились»

Такая масштабная потеря ключевых участников выставки имела для Baselworld необратимые последствия: данного двойного рокового удара часовой салон не пережил. Сначала 7 мая в официальном коммюнике Мишель Лорис-Меликофф, управляющий директор MCH Group, заявил, что ежегодное мероприятие в швейцарском Базеле не состоится даже в 2021 году. И вместе с этим пообещал, что не позднее окончания лета будет принято решение о будущем формате или новой концепции проведения часовой ярмарки. 

И вот 23 июля это решение было обнародовано: проходивший и эволюционировавший больше века Baselworld прекращает свое существование. И это, увы, бесславный конец великой истории длиной 103 года. Далее официальное заявление гласило, что его место в прежних огромных павильонах на Messe Platz займет Houruniverse, одновременно реальная и виртуальная «Часовая вселенная», где преимущество будет оставлено за молодыми брендами – но кто тогда будет выступать в качестве прочих участников? Многие вопросы остаются открытыми, на них MCH Group обещает ответить в обозримом будущем. 

На этом невнятном фоне еще одной неожиданной новостью стала отставка Фабьен Люпо, которая вполне успешно возглавляла Фонд высокого часового искусства в течение 15 лет. Но 28 июля в заявлении La Fondation de la Haute Horlogerie (FHH), организации, объединяющей главные часовые марки Швейцарии, говорилось, что Люпо уходит со своей должности по собственному желанию и с намерением развивать новые проекты, без уточнений, какие именно. Заявление это было неожиданным, поскольку с момента начала пандемии FHH сохранял спокойствие, принимал продуманные решения и меньше чем за два месяца сумел перенести возглавляемый Люпо женевский салон Watches & Wonders (экс-SIHH) в цифровое пространство, на онлайн-платформу watchesandwonders.com со всеми часовыми новинками так и не состоявшегося события.

Возможно, новый формат Watches & Wonders, задуманный более открытым для широкой публики в отличие от строго профессионального, исключительно «для своих», SIHH потребовал и управляющего иной формации. Им стал Эмманюэль Перрен, один из руководителей Richemont Group, глава отдела ее часовой дистрибуции и, возможно, более жесткий в своих действиях топ-менеджер. К тому же костяк женевского салона по-прежнему составляют часовые бренды этой luxury-группы (Cartier, Jaeger-LeCoultre, IWC Schaffhausen, Montblanc, A. Lange & Sohne, Vacheron Constantin, Officine Panerai, Piaget, Parmigiani Fleurier, Roger Dubuis, Baume & Mercier), и, не исключено, что с новыми потенциальными участниками отстаивать их интересы стало принципиально важно на фоне марок Kering Group, нескольких крупных независимых брендов и десятка небольших часовых марок.

«Текущий 2020 год стал для часовой индустрии годом больших потрясений и еще не раз может удивить любителей часового искусства»

К тому же у следующего, а по сути первого «живого» салона Watches & Wonders, который должен состояться в апреле 2021 года, могут появиться и новые весьма крупные игроки. Громко ушедшие с Baselworld Patek Philippe, Chopard, Rolex, Tudor и Chanel еще в апреле заявили, что создадут в Женеве новое торговое часовое шоу как раз при участии Фонда высокого часового искусства (FHH). К этой инициативе следом присоединились Hublot, Bvlgari, Zenith и TAG Heuer. Официальная формулировка несколько размыто гласила, что будущее пока безымянное шоу пройдет в те же даты, что и Watches & Wonders, – так что всем заинтересованным стоит ожидать в Женеве одной масштабной или двух параллельных выставок. И конкуренция в павильонах Palexpo может стать весьма ощутимой – возможно, потому теперь во главе FHH стоит «твердая мужская рука» и «свой человек» из Richemont Group.

Интересно, что и на «выездной сессии» Watches & Wonders в Шанхае (а помимо Женевы планируется проводить данное шоу в Китае и в США, в Майами) с 9 по 13 сентября будут представлены исключительно бренды Richemont Group и попасть в West Bund Art Center можно будет только по приглашениям.

Но сначала, с 26 по 29 августа, в Женеве впервые пройдут Geneva Watch Days, оперативно придуманные по инициативе главы Bvlgari Жан-Кристофа Бабена презентации брендов, так и не показавших свои новинки на Baselworld. Событие нового «гуляющего» формата переносилось с мая уже дважды и вот наконец должно состояться в сьютах фешенебельных отелей вокруг Женевского озера. Помимо Bvlgari в мероприятии примут участие Breitling, De Bethune, Gerald Genta, Girard-Perregaux, H. Moser & Cie, MB&F, Ulysse Nardin и Urwerk, а также, судя по списку на сайте gva-watch-days.com, к ним добавятся Artya, Bovet, Czapek, Ferdinand Berthoud, Louis Moinet, Maurice Lacroix и Reuge.

И уже под конец этого непростого для индустрии года запланирована традиционная церемония Grand Prix d'Horlogerie de Geneve, на которой авторитетное жюри из членов Академии GPHG наградит лучших в разных категориях часовщиков. Кстати, впервые в этом списке появились «умные часы», что вполне соответствует духу и потребностям вынужденной всемирной жизни онлайн и наличию всего необходимого интерфейса «под рукой». 

Словом, текущий год еще не раз может удивить любителей часового искусства и наверняка заставит его активных игроков принимать жизненно важные решения.

Читайте также