Проект «Ручная работа»: кто рисует шедевры на часах

И почему Анита Порше, специалист по эмали, считает свою профессию трудоемкой

Анита Порше – один из самых признанных мировых эмальеров. В своей мастерской, расположенной в пригороде Лозанны (Швейцария), она создает настоящие шедевры эмали на циферблатах, невероятно утонченные, с изысканными деталями. Она сотрудничает с наиболее известными производителями часов, такими как Patek Philippe, Vacheron Constantin и Piaget. 

Анита славится своим мастерством в области выемчатой эмали – техники, при которой выемки заполняются эмалью, после чего происходят обжиг и полировка. Тонко выполненные эмалевые циферблаты она создает при помощи микроскопа. 

Это искусство, требующее скрупулезности и терпения. Процесс рождения эмали начинается с прозрачных кристаллов, которые, соединяясь с окислами металлов, дают бесконечное множество цветов. Кристаллы разводят водой и толкут в ступке, чтобы получить эмаль. В полученную массу добавляют масла, чтобы эмаль было легче наносить кисточкой. Анита кладет на циферблат несколько слоев краски, прежде чем получается именно то изображение, которое она задумала. В ходе этого процесса созданный элемент больше 20 раз помещают в печь, нагретую до 800 °C. Процесс нанесения эмали на циферблат может занимать от недели до нескольких месяцев.

Анита с детства была очарована эмалью. Когда ее одноклассники играли во дворе, девочка бежала в мастерскую своего крестного, работавшего эмальером. Именно там ей открылись радость и красота этого искусства. Она даже устроила свою собственную мастерскую так, чтобы та отражала счастливые воспоминания детства; окно мастерской выходит в зелень сада, которая изо дня в день вдохновляет Аниту. Как и у крестного, главный стимул творчества Аниты – стремление к красоте.

Именно жажда прекрасного заставила Аниту посвятить свою жизнь этому искусству с его сложной техникой исполнения. Каждое движение руки требует внимания и точности, а еще отнимает много времени. Анита мечтает, что когда-нибудь сможет выделить больше времени на создание чего-то великого, замедлить гонку и совершить что-то значительное, что можно будет назвать делом всей жизни. Она не идеализирует свою профессию, потому что трудоемкость процесса затеняет его творческую составляющую. Анита знает: в ее специальности всегда будет нечто, что она не сможет подчинить себе, и это огонь, но вместо того, чтобы противостоять этой природной стихии, она принимает ее как данность.

Проект подготовлен при участии Michelangelo Foundation for Creativity and Craftsmanship: michelangelofoundation.org

(Перевела Елена Туева)

Читайте также в этом сюжете