Великий о великом: Джорджо Армани – в память о Питере Линдберге

Выставка работ фотографа, перевернувшего представления о модной съемке

В жизни порой складываются такие связи, основанные на симпатии и взаимопонимании, которые, подобно философскому камню, способны превращать любую вещь в золото. 

Именно такие интеллектуальные и эстетические отношения на протяжении трех десятилетий связывали итальянского модельера Джорджо Армани и немецкого фотографа Питера Линдберга, который всю жизнь старательно искал «голую правду».

«Голая правда» – таково название и одного из трех разделов выставки, организованной совместно с фондом Питера Линдберга в галерее Armani/Silos в Милане, куратором которой стал лично Джорджо Армани. Как три части симфонии или три голоса полифонии, три этих раздела представляют собой увлекательное погружение в творчество Линдберга, в его представления о пространстве и красоте, в его безошибочные эстетические изыскания, созвучные творческим поискам самого Армани, всю жизнь искавшего истинную красоту, превосходящую любые, пусть самые искусные подделки и показное великолепие.

Сама же выставка носит символичное название Heimat. A Sense of Belonging («Родина. Чувство принадлежности»; продлится до 10 января 2021 года; посещение по предварительной записи, желательно с заранее купленным билетом; все это можно сделать на сайте www.armanisilos.com). Heimat – еще и название второго раздела; третий посвящен «Современной героине».

Кто эта современная героиня, становится ясно после двух первых частей выставки, – это женщина, которая не боится выставлять напоказ свой внутренний мир, демонстрировать красоту как проявление духовности, обнаруживать силу в хрупкости. Женщина, над которой не властно время, обаятельная в любом возрасте. Армани тоже ценит это качество и всегда старался его достичь, отрицая бесполезные конструкции и ненужное украшательство и стремясь раскрыть совершенство впечатляющей естественной формы.

«Только если убрать моду и фальшь, можно увидеть настоящего человека», – однажды заявил Линдберг. И эта его точка зрения наглядно проявляется в сделанных им портретах знаменитостей, таких как Катрин Денев или Джейк Джилленхол; в его модной съемке, обессмертившей Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Линду Евангелисту и всех культовых моделей последних сорока лет, но более всего в минималистской геометрической архитектуре съемки, которую подсказывают его эстетические представления и которая, по сути, является его истинной родиной (Heimat). 

 Heimat – немецкое слово, не имеющее аналогов в современных романских языках; пожалуй, лишь у славянского domovina похожее значение. Heimat – это родина и одновременно чувство принадлежности, возникающее из знания своих корней. Слово богато эмоциональными оттенками – от чувства идентичности до ностальгии по родным местам, утраченным или забытым. И кинематографические образы Питера Линдберга то и дело наводят на воспоминания о его детстве в Дуйсбурге (Северный Рейн – Вестфалия) – городе с суровыми пейзажами и мрачным бездонным небом. Heimat – это индустриальный фон Дуйсбурга с его заводами, туманом, металлом и бетоном. 

А еще Heimat – это трепетное ощущение чуда, пробуждаемое очень личным стилем фотографа. Как показывает выставка в целом, Линдберг обогатил искусство фотографии особой формой нового реализма, отдавая предпочтение душе и личности своих героев и таким образом меняя стандарты фэшн-съемки, уходящей от стереотипов, которые сложились вокруг возраста и красоты. 

Творчество Линдберга известно в основном простыми, раскрывающими характер портретами, а также тем, что на него оказали сильное влияние немецкий кинематограф и атмосфера, в которой он рос. Благодаря взгляду, исполненному гуманизма, эти идеи создают ощущение первозданной красоты, красной нитью проходящее через все творчество мастера.

В центре выставки в Armani/Silos – образы, в которых выразительная индустриальная среда не просто фон, а главный герой повествования, великолепно нагой в своей правде, как и портреты Линдберга, лишенные искусственности и ненатуральности. Есть и героиня – современная женщина, сильная, властная, которая с гордостью демонстрирует свой возраст и признаки неумолимости времени. В трех частях Heimat раскрывает сложность и прямоту творчества Линдберга, его вневременной характер.

«Я всегда восхищался Питером за постоянство и напряженность его творчества, – говорит Джорджо Армани. – Неподвластность времени – качество, к которому я сам неизменно стремлюсь и которым Питер был в полной мере наделен. Этой выставкой я хотел отдать дань памяти моему удивительному коллеге, чья любовь к красоте внесла неизгладимый вклад в мировую культуру, а не только в моду».

(Перевела Елена Туева)

Читайте также