Pasha de Cartier отметили свой очередной юбилей

В год своего 35-летия часы получили невиданное ранее разнообразие стилей

Официальная история этих часов, какими поклонники французского Дома Cartier знают их сегодня, началась в 1985 году. Тогда в арсенале часовой коллекции появилась модель под названием Pasha. Строгий, в стиле ар-деко, квадрат дизайна chemin de fer, или «железная дорога», со шкалами на циферблате был контрастно вписан в массивный круглый корпус. По внешней стороне квадрата выделялись только четыре арабские метки – 3, 6, 9 и 12, и между первыми двумя – окно даты. Ушки корпуса часов, к которым крепился кожаный ремешок или браслет из золота, были выполнены в виде шипов clous de Paris и добавляли дизайну брутальности. Характерной частью облика модели стала и крупная заводная головка с синим сапфиром огранки кабошон – его цвет гармонировал с синими стрелками. 

Необычная для ювелирного и часового мира эстетика Pasha de Cartier идеально вписалась в дух моды 80-х с ее любовью к крупным ювелирным украшениям и массивным аксессуарам как символам богатства и власти, часы быстро снискали славу.

Но есть у часов Pasha и другая, менее известная, более захватывающая и уходящая глубже в прошлое история. В 1932 году Луи Картье, тогдашний глава французского отделения Дома, получил необычный заказ от Тами эль-Глауи, султана Марракеша, который был таковым с 1912 по 1956 год. Этот влиятельный и богатый сторонник французского протектората в Марокко был увлечен европейской культурой, ценил роскошь и слыл известным мотом. В Марракеше у него в гостях бывали Уинстон Черчилль, Морис Равель, Чарли Чаплин и да, Луи Картье. А сам он даже принимал участие в церемонии коронации английской королевы Елизаветы II.

Так вот этот восточный владыка пожелал, чтобы в Доме Cartier для него создали часы, которые одновременно отражали бы его статус «властелина Атласских гор» и были пригодны для его активного образа жизни – катания на яхтах, плавания в бассейне и поездках на автомобилях: не разбивались бы и были водонепроницаемыми.

Исполненная на заказ модель стала первыми водонепроницаемыми часами Cartier – для этого была придумана защитная конструкция заводной коронки, которая является характерной чертой Pasha и сегодня. Точно так же, как арабские цифры в дизайне: традиционно в Cartier предпочитали римские. Кстати, к имени султана обычно добавляли почетное «паша» – так часы получили свое восточное по происхождению название. 

В последующие десятилетия в Доме думали пустить bespoke-часы в коммерческое производство, но якобы паша эту инициативу не одобрял. Кстати, принадлежащая султану оригинальная модель не дошла до наших дней, несмотря на все усилия отдела Cartier Heritage, и канула в Лету. Вспомнили о единственных в своем роде часах Pasha только в начале 80-х и для того, чтобы придать найденным в архиве эскизам современный образ, пригласили самого известного независимого часового дизайнера того времени – Джеральда Дженту. Именно ему своим обликом обязаны такие культовые модели, как Royal Oak от Audemars Piguet, Nautilus от Patek Philippe, Bvlgari-Bvlgari от одноименного Дома, Ingenieur от IWC Schauffhasen, Constellation от Omega и Overseas от Vacheron Constantin. Никто другой в часовой индустрии не создал столько «хитов». И вот теперь, при масштабном обновлении коллекции Pasha, снова вспомнили, что и с Cartier Джента сотрудничал весьма плодотворно.

Часы Pasha в его исполнении получили 38-миллиметровый круглый корпус и арабские цифры, как у исторического оригинала. И весьма контрастировали с прочими моделями Cartier в квадратном или овальном корпусе с ритмом римских цифр. Джента усилил маскулинность часов, но сохранил присущую им элегантность. Заодно Джента видоизменил защитный механизм заводной головки с синим кабошоном в виде золотой петли-замка с цепочкой. 

Своим появлением на свет Pasha de Cartier обязаны султану Марракеша: он пожелал, чтобы часы отражали его статус «властелина Атласских гор».

Первые Pasha образца 1985 года были созданы в корпусе из желтого золота и показывали часы, минуты и текущую дату. В последующем десятилетии появились версии с вечным календарем, с функцией GMT, хронограф, модель Pasha Grid с характерной золотой решеткой, защищающей циферблат от возможных ударов, турбийон с двойной буквой C на открытом циферблате... Так или иначе, техничес­кие характеристики модели изменялись, но облик часов Pasha оставался узнаваемым с первого взгляда. 

Спустя 35 лет, как и в 80-е, харизматичный мощный облик Pasha оказался созвучен независимым настроениям и широте взглядов нынешней эпохи. И потому в Cartier решили обновить вид культовой модели и представили единым фронтом сразу несколько ранее существовавших стилистических и технических вариаций знаменитых часов. 

Модель в корпусе 35 мм предназначена женщинам и создана в двух версиях из стали и четырех версиях из желтого и розового золота в разных вариациях оформления. Еще две версии из золота белого отличает декор из бриллиантов – одна усыпана ими полностью, в другой циферблат не тронут, а в заводной головке также красуется бриллиант. Среди версий с диаметром корпуса 41 мм также созданы две вариации из стали с мануфактурным механизмом с автоподзаводом и еще три впечатляющие внешне и технически версии в стали, белом и розовом золоте с полностью скелетонизированным циферблатом и турбийоном. 

Единой характеристикой коллекции являются открывающая взору механизм крышка из сапфирового стекла на задней стороне корпуса; сам мануфактурный калибр 1847 МС, защищенный от магнитных полей благодаря элементам из покрытого фосфором никеля в часовом спуске; конструкция открывающейся крышки заводной головки уже без цепочки, зато с возможностью гравировки инициалов владельца; водонепроницаемость 100 м и разработанная в Cartier моментальная система смены браслета и ремешка QuickSwitch.

Так независимый яркий характер часов Pasha de Cartier продемонстрирован в полную силу.

Читайте также