Не украшениями едиными: выставка, конгресс и конкурс J-1

Первая всероссийская ювелирная выставка в Москве обещает изменить индустрию к лучшему

С 22 по 26 сентября в Москве, в выставочном центре «Крокус-Экспо», впервые пройдет ювелирная выставка J-1. Первая буква в ее названии отсылает к терминам jewel, jewelry и jeweler, а цифра 1 одновременно указывает на премьеру события и на его амбициозное желание стать главной ювелирной выставкой международного класса в России. Впрочем, стать не только выставкой в привычном понимании, а событием, рабочей площадкой, на которой ювелиры и бренды могут показать свои драгоценные творения и найти на них покупателя.

Обширная программа первой J-1 уже включает в себя конгресс, где будут освещены актуальные для ювелирной индустрии темы, образовательный форум и конкурс ювелирного мастерства, который был объявлен по всей России. Идеологом и вице-президентом выставки J-1 является Дина Насырова, супруга признанного на мировом уровне российского ювелира Ильгиза Фазулзянова и по совместительству управляющий его брендом на протяжении 18 лет. 

У Насыровой серьезный бэкграунд: потомственный медик, она оставила профессию, когда поняла, что занятый исключительно творчеством муж-ювелир нуждается в менеджерской, юридической поддержке и прочих административных аспектах бизнеса. И решила взять все (точнее, почти все) в свои руки – окончила экономический факультет Казанского университета по специальности «менеджмент», следом прошла президентскую программу по переподготовке управленческих кадров, в ее рамках выиграла стажировку в Виченце, ювелирной столице Италии, поработала там на двух фабриках, поучаствовала с ними как экспонент в крупнейшей на Апеннинах ювелирной выставке Vicenzaoro и с 2002 года стала управляющим директором бренда Ilgiz F. 

При этом начиная с 1997 года без Насыровой и ее мужа не обходятся многие важнейшие международные выставки – именно тогда талантливого эмальера впервые пригласили на Салон антикваров во французском Пуатье. С тех пор бренд Ilgiz F. был и остается постоянным участником всех крупнейших мировых выставок в Лас-Вегасе, Базеле, Токио и Гонконге и более камерных арт-ярмарок в Монако, Нью-Йорке и Лондоне, он – дважды лауреат гонконгской выставки Hong Kong International Gems & Jewellery Fair, на его счету сотрудничество со швейцарским часовым брендом Bovet, в 2016 году его персональная выставка прошла в Успенской звоннице, работы Ilgiz F входят в музейную коллекцию Московского Кремля и французского ювелирного Дома Van Cleef & Arpels. 

Cловом, у вице-президента J-1 Дины Насыровой действительно редкий для российского рынка опыт руководства ювелирным брендом, и все недостатки отечественной ювелирной индустрии она знает как мало кто иной. Исходя из своего опыта Насырова и строила концепцию собственной ювелирной выставки. К тому же в арт-галерее Ilgiz F. в последние три года она устраивает смотр лучших представителей российской ювелирной индустрии, и этот опыт также лег в основу J-1. «Выставка – это одна из самых важных движущих сил между мастером-ювелиром и конечным покупателем, – считает Насырова. – Сколько бы у вас ни было подписчиков в социальных сетях, там никогда не будет обратной энергетической связи, украшение нужно примерять и чувствовать – твое оно или нет, эту связь не заменит никакой инстаграм».

Деловым партнером по J-1 вместе с Насыровой выступает бизнесмен Константин Закиров, работающий в ювелирном бизнесе уже 16 лет. В марте 2019 года он был слушателем лекции Насыровой о преимуществах и специфике крупнейших мировых ювелирных ярмарок и также загорелся идеей «идеальной» выставки. Теперь Закиров занимается технической и финансовой стороной проекта, а Насырова – его участниками и продвижением.

«Мне и многим моим коллегам по индустрии давно надоела ситуация, которая сложилась в России: здесь много лет существует одна-единственная ювелирная выставка Junwex, и если бренд по каким-то причинам она не устраивает, то иной альтернативы нет, – рассказывает Насырова. – Мы не ставили перед собой задачу придумать конкурирующую историю, мы хотели сделать принципиально иной продукт: собрать все самое лучше из опыта мировых выставок и сделать достойный проект, который еще бы и объединил все форматы ювелирного дела. Это должна быть принципиально новая выставка, которую все, кто интересуются ювелирным искусством, ждали бы с нетерпением и которую нельзя пропустить».  

Тем не менее обе выставки – новорожденная J-1 и шестнадцатая по счету Junwex, которая пройдет с 23 по 27 сентября на ВДНХ-Экспо, будут работать практически параллельно. Представителей J-1 уже успели обвинить в том, что они «разрывают» посетителей на две части, но ее организаторы, напротив, считают, что байерам, прилетающим на закупки в Москву из регионов, будет удобнее побывать сразу на двух выставках. 

В итоге J-1 организовала для своих гостей автобусы-шаттлы, которые будут бесплатно курсировать до Junwex. «В Гонконге много лет параллельно проходят две огромные выставки – одна в экспоцентре в аэропорту, другая – в гавани. И два организатора сумели как-то договориться между собой, а ритейлеры с байерами активно посещают обе площадки, и там это многолетняя норма. Надеюсь, и у нас эта ситуация разрешится цивилизованно», – рассуждает Насырова.  

В J-1 примут участие около 30 компаний – от независимых ювелирных брендов разного уровня и профиля до дилеров драгоценных камней, ритейлеров и учебных заведений. Параллельно с основной частью программы все пять дней на образовательном конгрессе будут бесплатно проводиться лекции в четырех разных направлениях. 

Посвященные современному ювелирному искусству лекции J-Art пройдут с мастер-классами от уже успешных ювелиров и онлайн-подключениями известных мировых галерей; в рамках этого же цикла представители Christie's и Sotheby's объяснят, как работают аукционы – эта культура продажи украшений в России практически не развита. 

Направление J-еducation расскажет, где в России получить профильное образование и как выиграть стажировку – здесь лекции прочтут представители Московской художественно-промышленной академии им. Строганова и Британской школы дизайна в Москве.

Как развиваются новые технологии и как внедрять их в ручную работу по принципу «курсов повышения квалификации» уже действующим специалистам, поведает раздел J-Technology. 

Направление J-бизнес предназначено тем, кто начинает работу в индустрии и еше не понимает, как в ней действуют российские законопроекты, где и как лучше ставить клейма на изделия и как в будущем сделать так, чтобы государство не чинило ювелирам препоны, особенно в таможенном законодательстве, а помогало им развивать бизнес – на эту тему дискуссия будет вестись с представителями Министерства финансов РФ и Федеральной пробирной палаты. Результаты даже планируется оформить документально и предоставить на рассмотрение в Министерство финансов РФ. «Судя по количеству желающих участвовать в этом разговоре в качестве спикеров, людям есть что сказать государственной структуре по заданной теме, у многих явно наболело», – отмечает Насырова. 

По ее мнению, российская ювелирная отрасль совершенно закрыта и в ней практически нет обмена функционалом, опытом и мнениями. «Если в строительной или медицинской отрасли мировой, зарубежный опыт давно приходит в Россию благодаря профессиональным международным выставкам, то с ювелирной индустрией этого не происходит в принципе, и в будущем мы также хотели бы изменить эту ситуацию. Разумеется, и на нашем рынке есть ювелирные компании с хорошим менеджерским составом, которые активно идут вперед и грамотно развиваются, но основная масса небольших игроков до сих пор остается на уровне двадцатилетней давности и в творчестве, и в строительстве бизнеса, и в позиционировании бренда – и наша выставка организована в первую очередь для них», – подчеркивает Насырова. 

Своей задачей J-1 ставит и открытие новых имен, поэтому в рамках выставки будет проводиться конкурс, заявки на участие в котором через соцсети могли отправить претенденты со всей России. Среди 11 творческих номинаций в конкурсе, помимо предсказуемых «лучших ювелиров» и даже «лучших мастеров оружейного дела», будет и первая в мире, как утверждает Насырова, номинация «Лучший педагог ювелирного дела». 

«Привычный выезд из России в другие страны пока ограничен, крупнейшие ювелирные выставки по всему миру отменены и уже не состоятся до 2021 года, а вы любите ювелирные украшения, так почему бы не посмотреть на то, что создается здесь, в России? Сейчас самое время познакомиться с самыми разными отечественными именами и расширить свой кругозор», – подытоживает Насырова. 

Читайте также