Разбор гардероба как новый тренд

Почему избавляться от старых вещей стало так популярно в период пандемии?

За долгий период самоизоляции стали другими не только мы сами. Произошла серьезная переоценка ценностей, изменились и повсе­дневные привычки, и мировосприятие как таковое. А еще одним из «трендов», охвативших людей, вынужденно оказавшихся дома, стало желание навести полный порядок, избавиться от ненужных вещей, освободить место в шкафах. 

Многие пробовали провести самостоятельную ревизию гардеробов, но это оказалось не так-то просто: у кого-то не хватило терпения, у кого-то – времени. В итоге спрос на услугу вырос, и стилисты сегодня работают на «разборках» гораздо чаще, нежели помогают с покупкой новых вещей. 

«Тенденция затронула не только российскую модную индустрию, она гораздо масштабнее и глубже, – рассуждает стилист Мария Рязанова из компании Capsula, предоставляющей сервис по подбору вещей от стилистов с доставкой на дом, а также оказывающей услугу разбора гардероба. – Ведь сама мода последние годы движется в сторону большей свободы, и такие понятия, как тренд и антитренд, а также «модные правила» постепенно уходят из обихода, становятся символом дурновкусия. В этой ситуации у потребителей переизбыток свободы, и многие не понимают, как ею распоряжаться. А разбор гардероба – это в первую очередь не выкидывание ненужных вещей в мусорку, а трудоемкий процесс с четко поставленной целью и поиском своего стиля. Карантин, безусловно, стал триггером для многих женщин. Самоизоляция была отдыхом от социума, публичных мероприятий, лишнего взаимодействия с миром. И именно этот период помог осознать, что мы можем обойтись без многих вещей, которые раньше для нас были привычными. Весь этот процесс можно назвать детоксом».

Излишнее накопление предметов одежды и быта, бережное хранение («а вдруг пригодится») уходят в прошлое – парадигма потребления меняется. «Легкодоступность покупок и избыток предложения стали поводом для того, чтобы осознаннее относиться к своим вещам, оставлять только самое нужное. Люди сейчас находятся в поисках баланса – они ощущают тотальное «перепотребление» и желание контролировать свою жизнь, – говорит стилист шопинг-сервиса Style Concierge Дарья Боград. – Во время карантина случился бум на онлайн-услуги во всех областях. В том числе значительно вырос спрос и на услуги стилистов – разбор гардероба и шопинг онлайн. Многие оказались в непривычной ситуации и, чтобы вновь почувствовать себя в комфортной обстановке, воспользовались онлайн-услугами для формирования стильного гардероба».

Оказавшись в самоизоляции, мы успели перераспределить расходы и вспомнить о главном.

Процесс разбора гардероба состоит из многих этапов. «Если это онлайн-разбор, то сначала клиент заполняет подробную анкету о себе, целях разбора, рассказывает о трудностях, с которыми встречается при выборе одежды и составлении образов. Также он предоставляет фотографии в купальнике или обтягивающей одежде для того, чтобы у стилиста была полная картина и понимание того, как выстраивать дальнейшую работу, учитывая особенности фигуры. Стилист проводит анализ фигуры и цветотипа клиента, готовит рекомендации. Подсказывает, какие вещи в гардеробе неактуальны или не соответствуют образу жизни, социальному статусу клиента. Составляет вариации готовых образов для разных случаев жизни – так стилист Анастасия Экиджи из Capsula описывает свою работу. – Если с какой-то вещью расстаться клиент не готов, стилист всегда советует, как можно ее интегрировать в новые образы». 

В Style Concierge ревизия гардероба заканчивается оцифровкой и занесением вещей в клиентское приложение. Стилист Style Concierge Светлана Шарина отмечает, что вещи, оставшиеся в результате разбора, чаще всего помещаются в три группы. Первая группа включает в себя памятную одежду, которую обычно не носят. «Данная группа, всегда вызывает у клиента сопротивление, – отмечает Шарина. – Ну и ладно, пусть дорогие сердцу вещи будут отложены, но не висят в рабочей зоне. Вторая группа – это спонтанные покупки. Если такая вещь вам идет и нравится, стилист встроит ее в ваши комплекты. И третья группа – любимые вещи – те, которые вы носите регулярно. В результате стилист формирует комплекты из имеющихся вещей и составляет шопинг-лист, куда включены недостающие детали для гардероба, которые сделают его целостным, рабочим и актуальным».

Помимо практической пользы, помимо освобождения пространства в гардеробе, процесс разбора имеет и другие бонусы. «Это классная работа над собой и над пониманием чего-то большего, нежели того, что вам к лицу, – рассуждает шеф-стилист Style Concierge Ольга Немка. – Это ведь и избавление от ассоциаций со старыми событиями. Порой, чтобы начать жить с чистого листа, достаточно избавиться от старого гардероба. Это и наведение порядка в жизни. Ведь когда хаос вокруг, отсутствие воздуха, свежести – все это ведет к увяданию, к депрессиям. Разбор гардероба – это и воспитание уважения к себе. А безразличное отношение к своему гардеробу, к своему пространству рождает безразличие и к другим сферам».

Более того, сознательное стремление избавиться от старых вещей, нежелание покупать все подряд, следуя диктату быстрой моды (fast fashion), – это все частное отражение тех тенденций, которые происходят сегодня в модной индустрии в целом.

«Модный мир в корне изменился за последние месяцы. Коронавирус застал индустрию моды в период ее экзистенциального кризиса. Продолжать гонку перепроизводства и чрезмерного потребления было уже невозможно, а решиться на качественные изменения не хватало смелости, – рассказывает стилист Татьяна Тимофеева, основательница «Школы шопинга», в которой русскоговорящие девушки со всего мира учатся одеваться со вкусом. – Модный пузырь лопнул, обнажив разом все проблемы индустрии. Мы долго боролись с двумя демонами, восседающими у нас на плече: один говорил покупать только качественные вещи, создавая персональный стиль не в угоду моде, а другой пророчил красивую жизнь благодаря одноразовому и на первый взгляд бюджетному явлению по имени fast fashion. Оказавшись в самоизоляции, мы успели переосмыслить смыслы, перераспределить расходы, вспомнить о главном. Оказалось, нам не нужно так много вещей, тем более одноразовых и некачественных. А маркетинговые уловки, которые работали еще пару месяцев назад, резко перестали на нас действовать. Во время локдауна у нас на них выработался иммунитет. Где-то там, в «интернетах» тихо проходят очередные недели мод, но нас это больше не трогает. Модничать стало немодно. Все большей популярностью пользуются предметы базового гардероба – вещи вне времени».

Читайте также