Как устроен новый музей Audemars Piguet

Образец новаторской архитектуры, который отражает философию часового бренда

После шести лет проектировочных и строительных работ швейцарский часовой семейный бренд Audemars Piguet открыл свой новый музей, расположенный совсем рядом с мануфактурой в долине Жу. Под крышей этого концептуального здания разместилась оригинальная сценография интерьера, экспозиция из 300 исторических часов и действующее ателье, где мастера в реальном времени демонстрируют традиционное часовое ремесло.

Но еще до того, как посетитель музея познакомится с его раритетами, не меньшее впечатление на него призваны произвести новаторская архитектурная конструкция в виде вырастающей прямо из зем­ли спирали и ощущения от нахождения внутри нее...

В 2014 году Audemars Piguet объявил публичный конкурс на лучший проект здания будущего музея, и победителем в нем стало датское архитектурное бюро Bjarke Ingels Group (BIG). Эта группа архитекторов, дизайнеров, специалистов по городскому планированию и ландшафтному дизайну, работающих в Копенгагене, Нью-Йорке, Лондоне и Барселоне, хорошо известна своим архитектурным стилем. Последний основан на анализе меняющейся современной жизни с ее межкультурными взаимодействиями и глобальными экономическими потоками, которые требуют новых архитектурных и градостроительных решений. 

Совету директоров Audemars Piguet больше прочих понравился предложенный BIG оригинальный стеклянный павильон в футуристическом стиле, который должен был быть воздвигнут рядом со старейшим зданием компании, с тем самым, где в 1875 году Жюль-Луи Одемар и Эдуард-Огюст Пиге устроили свою часовую мастерскую. 

«Мы хотели, чтобы посетители музея знакомились с нашим наследием, мастерством, культурными истоками и открытым взглядом на мир в здании, которое отражало бы не только наши передовые стремления, но еще и привязанность к корням в долине Жу» – так сказала о необычном здании музея Жасмин Одемар, председатель совета директоров Audemars Piguet. И гигантская архитектурная спираль действительно органично вписывается в окружающий ландшафт, служивший вдохновением многим поколениям часовых мастеров.

«Из-за конструктивного решения здания у посетителей музея создается ощущение путешествия по часовой пружине»

Спроектированный BIG и возведенный швейцарским архитектурным бюро CCHE спиралевидный павильон музея-ателье прочно опирается на стены из гнутого строительного стекла. Стальная крыша в свою очередь поддерживается закругленными стеклянными стенами, прикрытыми латунной ячеистой конструкцией. Она позволяет корректировать освещение и температуру внутри здания, не мешая при этом обзору окружающего ландшафта.

Лужайка на его крыше дополнительно сглаживает колебания температуры, поглощая при этом лишнюю влагу. Это первое сооружение подобного рода, установленное так высоко в горах, примерно 1000 м над уровнем моря, – весомое достижение инженерной и дизайнерской мысли. 

«И архитектура, и часовое дело – это искусство и наука наделения металлов и минералов энергией, движением, разумом и мерой, чтобы оживить их и придать способность отражать время» – так поэтично выразился о своем проекте Бьярке Ингельс, основатель и креативный директор BIG. Он и его команда действительно приложили максимум усилий, чтобы внешне и внутренне в музее ощущался синтез двух миров. 

Своим дизайном спираль здания идеально вписывается в окружающий ландшафт: уклон полов постепенно меняется вслед за изменением уклона почвы, что учитывается во внутренней планировке помещений, образующих непрерывное линейное пространство. 

С внутренней стороны стены из гнутого стекла спирали сходятся к центру, откуда затем начинают движение в обратном направлении. Из-за такого конструктивного решения у проходящих по зданию посетителей возникает ощущение путешествия по раскручивающейся часовой пружине.

Эстетически это современное, футуристического облика сооружение отвечает приверженности мануфактуры архитектурным инновациям как в производстве, так и в разнообразных культурных проектах. А вот с практической точки зрения оно еще и соответствует требованиям швейцарского стандарта Minergie по энергосбережению и качеству строительных работ. 

Под стать современному архитектурному проекту музея теперь и историческая мануфактура. Ее интерьеры из камня и дерева были отреставрированы тем же архитектурным бюро CCHE, специалисты которого работали рука об руку с местными ремесленниками и отделом исторического наследия Audemars Piguet.

В результате максимально достоверно и деликатно была восстановлена специфическая архитектура старейшего здания часовой компании 1868 года постройки. Так, например, даже  при обшивке стен были использованы подлинные фрагменты деревянной отделки из близлежащих деревенских домов.

Сейчас в этом отреставрированном строении располагаются архивы, реестры, отдел наследия, фонд Audemars Piguet, а также реставрационная мастерская на верхнем этаже – именно отсюда и начиналась деятельность мануфактуры. Теперь здесь опытнейшие мастера восстанавливают первозданное состояние антикварных образцов. 

За оформление интерьеров музея отвечала немецкая компания Atelier Bruckner, известная во всем мире неординарными проектами в области нарративной архитектуры и сценографии. Как подчеркивают трудящиеся в этом ателье архитекторы, дизайнеры, ученые и медиадизайнеры, общими усилиями они формируют концепцию пространства, стремясь создать Gesamtkunstwerk, или «всеобъемлющее произведение искусства». Оно призвано обращаться ко всем органам чувств зрителя и словно бы плавно вовлекать его внутрь себя. 

Именно таким «произведением искусства» получилась и экспозиция нового музея. Для того чтобы дать посетителям возможность максимально вовлеченно «пережить» плавные подъемы, триумфальные пики и моменты созерцания из истории бренда, специалисты Atelier Bruckner показали общую композицию как... музыкальную партитуру. А некоторые технические и эстетические аспекты часового дела оживлены благодаря своеобразным «интерлюдиям» в виде макетов сложных часовых механизмов, скульптур, заводных автоматов и даже кинетических инсталляций.

Более двух веков истории бренда иллюстрируют 300 часов от самых сложных образцов до шедевров нестандартного дизайна – сферические витрины этого раздела музея напоминают объекты Солнечной системы и поднимают фундаментальную для всего часового искусства тему астрономических циклов.

Кульминация этой интерактивной экскурсии приходится на выставку часов класса Grande Complication, представленную в самом центре спирали. Здесь же расположены две традиционные мастерские часового искусства – в одной трудятся над сложными часами, создание которых требует от шести до восьми месяцев работы; в другой работают мастера-ювелиры, закрепщики и гравировщики, которые оформляют часы в художественно-декоративных техниках. 

По словам Себастьяна Виваса, директора наследия Audemars Piguet, новаторский музей бренда – «это уникальное место открытий и гостеприимства, в котором происходит передача знаний и умений следующему поколению. Техническая сложность архитектуры и сценографии музея-ателье делает его похожим на сложный часовой механизм Grande Complication».  

Читайте также