Английский сад как место силы

Главный садовник резиденции Хэмптон-корт – о трендах на огороды, парки и прогулки

Пандемия коронавируса впервые со времен Второй мировой войны оставила самые посещаемые места мира практически безлюдными. Пока музеи, галереи, замки и дворцы ломают голову над тем, каким бы наиболее безопасным способом заманить гостей обратно к себе под крышу, у них под окнами появляются серьезные соперники – сады и парки. Например, в августе в связи с большим наплывом посетителей и новыми правилами социального дистанцирования королева Елизавета II впервые за 40 лет открыла публике доступ в свой частный сад на восточной террасе Виндзорского замка.

«Будучи традиционно лишь сопутствующим элементом культурной программы туристов и местных жителей, сегодня цветущие территории, украшенные статуями, фонтанами и всевозможными клумбами, получили уникальный шанс показать свою истинную значимость и стать самостоятельными достопримечательностями», – cчитает ландшафтный дизайнер компании «Паер+» Дарья Лазарева.

С ней согласен главный садовник дворца Хэмптон-корт Терри Гоф, утверждающий, что cадово-парковый ландшафт может рассказать об истории как отдельного человека, так и всей страны не хуже учебника и классического музея.

Хэмптон-корт – старинная резиденция английских королей, раскинувшаяся на левом берегу реки Темзы на территории 328 га. Все пространство вокруг замка усыпано садами не только разных типов, но и различных эпох. В подчинении Терри Гофа 40 человек, большая часть которых – опытные эксперты в области садоводства и флористики. Ежегодно они выращивают и высаживают 200 000 цветочных луковиц и 100 000 растений, cледят за красотой 46 монументальных клумб, раз в неделю подстригают 63 000 кв. м газона, три раза в неделю проверяют состояние деревьев старейшего зеленого лабиринта Великобритании.  

Терри Гоф управляет садами Хэмптона на протяжении 35 лет. Он четырнадцатый по счету и единственный из ныне живущих специалистов, занимавших эту почетную должность. В числе его предшественников – главный английский архитектор и мастер живописных ландшафтов Ланселот Браун, прозванный в народе «умелым». Именно он в 1768 году посадил в хэмптонском парке большую виноградную лозу, которая до сих пор плодоносит – дает более 300 кг винограда в год.

Кстати, Екатерина II, страстная поклонница английских ландшафтных парков, хотела переманить Брауна из Хэмптона в Петергоф. Заполучить самого знаменитого садовода XVIII века российской императрице не удалось, однако над Английским дворцом Петергофа и парком работал ученик Брауна шотландец Джеймс Мидер (к сожалению, эти постройки были разрушены во время Второй мировой войны). Последний, вероятно, способствовал феноменальной сделке: у помощника Брауна, занимавшегося обмером земель, Джона Спайерса Екатерина II купила полторы сотни рисунков с видами садов Хэмптон-корта. Щедрая императрица заплатила второсортному художнику 1000 рублей, колоссальную по тем временам сумму!

Подобно Брауну, Гоф трудится бок о бок со знатными особами. До прихода в Historic Royal Palaces, независимую благотворительную организацию, которая курирует Хэмптон-корт, он работал в Букингемском и Кенсингтонском дворцах, а в 2016 году был вовлечен в проект Magic Garden («Волшебный сад»), игровую площадку, созданную в Хэмптон-корте при непосредственном участии герцогини Кембриджской (в девичестве – Кейт Элизабет Миддлтон).

Монархи и их садовники на протяжении многих веков вносили свою лепту в дизайн этого дворцово-паркового комплекса. В начале 1500-х годов кардинал Томас Уолси, своеобразный Ришелье при короле Генрихе VII, заложил здесь первые небольшие орнаментальные сады.

Генрих VIII, получивший поместье от Уолси, придумал новую концепцию парка, которая практически полностью сохранилась и сегодня: при нем зеленая территория Хэмптона делилась на три части – южный приватный парк, именуемый Тайным садом, восточные угодья для охоты и северные сады для развлечения. В это же время был построен зал для игры в королевский теннис, эта площадка считается самым древним теннисным кортом в мире. 

Хэмптон-корт выращивает овощей и фруктов на 10 % больше плана. Излишки продают в магазине при дворце.

Благодаря Елизавете I в усадьбе значительно расширился ассортимент растений, появились, например, экзотические для Европы табак и картофель. При Карле II был построен обводной канал Лонг-Уотер, вдоль него специально высадили голландские липы.

Вильгельм III, который считался в свое время лучшим садоводом из всех европейских монархов, дополнил ландшафт прудами, мраморными фонтанами, широкими аллеями, природным заповедником и самым крупным в Европе лабиринтом. Его супруга, королева Мария II Стюарт, продолжила собирать коллекцию тропических растений и украсила Тайный сад роскошными коваными решетками.

Примечательно, что Хэмптон-корт стал первым королевским садом Великобритании, который открылся для широкой публики. Это произошло по указу королевы Виктории еще в 1838 году. Обрадовала данная инициатива не всех. «Проживавшая в замке после революции в России великая княгиня Ксения Александровна, cтаршая дочь Александра III и сестра российского императора Николая II, постоянно в письмах родственникам жаловалась на зевак, гуляющих под ее окнами», – рассказывает Терри Гоф.

Сегодня вместо праздного любопытства одним из ключевых факторов, привлекающих людей в садово-парковые комплексы, является высокая степень урбанизации. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 68% населения мира будет жить в городах.

«После карантина люди стали особенно ценить прогулки на свежем воздухе, причем не только как способ укрепления физического здоровья, но и как действенный метод улучшения психического состояния. Особенно это важно для тех, у кого нет собственных балконов и садов», – говорит Дарья Лазарева.  

Параллельно набирает обороты тренд на выращивание овощей, фруктов и цветов в домашних условиях. Королевское садоводческое общество заявило о пятикратном увеличении запросов на семена в этом году. (В России, по данным онлайн-ресурса «Беру», с апреля по июль 2020 года спрос на товары для дачи и сада вырос на 288% по сравнению с прошлым сезоном).

«Нет ничего приятнее для садовника, чем человек, который просит его рассказать, что это за цветок и где его можно купить», – отмечает Терри, добавляя, что Хэмптон-корт для подстраховки выращивает на 10% больше того, что требуется. Весь избыток продается в магазине при дворце. 

Несмотря на, казалось бы, очевидные для музеев-заповедников плюсы от текущей ситуации, садовник называет пандемию самым страшным испытанием, с которым ему приходилось сталкиваться. Отметим, что в 1986 году он восстанавливал флору Хэмптон-корта после пожара в южном крыле дворца, а в 1987-м устранял последствия урагана, за одну ночь уничтожившего тысячи деревьев и растений.

«Главная сложность текущей ситуации в том, что в отличие от стихийных бедствий, имеющих четкие временные границы начала и конца, предсказать окончание пандемии коронавируса крайне сложно», – объясняет эксперт. 

Между тем из-за COVID-19 Historic Royal Palaces недополучат £98 млн. Компенсировать убытки за счет продажи овощей и фруктов вряд ли удастся, поэтому Хэмптон-корт концентрируется на мероприятиях под открытым небом. Так, в августовские трехдневные выходные в садах проходил фестиваль еды, в начале сентября состоится выставка редких автомобилей. 

«Мы стараемся изо всех сил заставить людей поверить в завтрашний день, и самый наглядный пример тому – ухоженный сад, в котором трудится садовник, несмотря ни на какие негативные новости. Кроме того, есть впечатления, которые человек может испытать, только побывав в парке. И в отличие от мебели и книг, которые хранятся в замке, тактильный контакт с природой не возбраняется», – резюмирует Терри.  

Читайте также