Ковиду вопреки: адреса новых магазинов Москвы

Как пандемия изменила столичный ритейл и повлияла на процесс открытия бутиков

Пандемия коронавируса и связанный с ней режим самоизоляции замедлили процесс открытия новых магазинов и развития ритейла, но не остановили его. Все бутики и торговые центры, которые были вынуждены закрыться в конце марта 2020 года, распахнули свои двери уже в июне этого года.

В течение всего периода вынужденной остановки торговли владельцы магазинов адаптировались как могли – переходя на онлайн-доставки или развлекая потенциальных покупателей в соцсетях.

«У нас работали рестораны и аптека. Часть наших арендаторов осуществляла онлайн-продажи, кто-то запустил их во время карантина, кто-то держал связь с клиентами в мессенджерах, – рассказывает CEO галерей «Времена года» Лилит Адибекян. – А еще мы развивали онлайн-форматы: публиковали плейлисты с диджеем Виталием Козаком, запустили блог на «Яндекс.Дзен», разработали новую программу лояльности. В первую неделю после снятия ограничений мы еще наблюдали некоторую настороженность, но уже во вторую неделю июня трафик вернулся».

За весенне-летний период, ставший для многих достаточно «домашним», изменились потребительские привычки. Многие в силу обстоятельств перешли на удаленную работу, особой надобности в обновлении гардероба не было, и это, конечно, не могло не отразиться на продажах.

«В первые две недели апреля, в пик пандемии, продажи сократились на 78%: люди попросту перестали покупать одежду, обувь и аксессуары даже онлайн, – рассказывает Ким Санжиев, основатель сервиса по подбору гардероба Get Outfit. – В период самоизоляции мы поняли, что будет расти сегмент одежды для дома, и решили поддержать наших клиентов: начали бесплатно предоставлять сервис и подбирать образы для дома, чтобы они могли комфортно работать «на удаленке». Мы отметили более рациональный подход к обновлению гардероба, ярко был выражен тренд на осознанное потребление».

По словам Санжиева, большинство решило отказаться от сезонных весенних приобретений, а когда прошел пик пандемии, люди совершили селективные покупки предметов гардероба, которые прослужат не один сезон: сумки, обувь и качественные базовые вещи. «Бюджет на данные категории вырос на 27%, но количество покупок снизилось на 16%. Лидером, конечно, оказался сегмент домашней одежды (количество запросов выросло на 620% по отношению к прошлому году)», – говорит он.

Принесла с собой пандемия и нерадостные новости. «Мы вынуждены сообщить о закрытии нашей дочерней компании в России. Нам грустно, когда мы думаем о людях, отдававших себя проекту здесь и в Париже, – отметил Жан Кассегрен, гендиректор Longchamp и внук основателя компании, и подчеркнул, что закрытие всех российских бутиков Longchamp во многом связано с последствиями экономического кризиса, вызванного пандемией.

По старым добрым правилам

Многие новые важные адреса на торговой карте столицы появились еще в преддверии 2020 года, когда ничего не предвещало экономического сбоя, связанного с коронавирусом. Так, в декабре 2019 года открылся третий по счету московский бутик Dior в галереях «Времена года». Стиль интерьера двухэтажного магазина был разработан архитектором и дизайнером Питером Марино и вдохновлен образом исторических интерьеров мирового флагмана Dior на Елисейских Полях в Париже с элементами XVIII века. Уютная VIP-примерочная здесь обставлена мягкими диванами и креслами в стиле современных французских апартаментов.

Третьим по счету стал в столице и новый бутик Chanel на первой линии ГУМа – его тоже оформил в фирменной черно-бело-золотой гамме Дома плодовитый Питер Марино. Все предметы мебели и декора здесь – гирлянда из золотистых шаров муранского стекла скульптора Жан-Мишеля Оттониэля или коллаж с камелиями Питера Дейтона – выполнены на заказ специально для Москвы.

По данным Платформы ОФД, продажи одежды в России в июне 2020 года увеличились после выхода из режима самоизоляции почти в три раза

Там же, в ГУМе, представили обновленное пространство Bosco Family площадью 450 кв. м – магазин расположен на месте, где когда-то значилась знаменитая «двухсотая секция ГУМа», в которой во времена тотального дефицита избранным членам общества были доступны товары зарубежных модных домов. И сегодня внушительный бренд-лист и, конечно, сервис здесь рассчитаны на самых требовательных клиентов.

В «Барвиха Luxury Village» еще в декабре открыли бутик Loro Piana – теперь он самый большой в России. На 700 кв. м разместились мужская, женская и детская коллекции одежды и аксессуаров. И главное – с сервисом по индивидуальному пошиву.

В феврале в ГУМе успел стартовать поп-ап-проект Gucci – бьюти-пространство с духами и помадами итальянского модного Дома – несмотря на перерыв на карантин, этот «эфемерный» магазин будет работать до конца текущего года.

Концепция корнера Lanvin в ЦУМе преобразилась точно так же, как и во всем мире: обновились интерьеры французского бренда под руководством нового креативного директора Бруно Сьялели. Теперь здесь во всем – потолке, стенах, полках и даже вешалках – доминирует исторический фирменный голубой цвет Lanvin.

«Юбилейный», десятый в столице магазин Boggi Milano площадью 220 кв. м в Novaya Riga Outlet тоже появился незадолго до локдауна. Здесь представлены все направления итальянского мужского бренда – от современной классики до технологических достижений в будничном гардеробе.

Шопинг в новой реальности

После многомесячной паузы, едва карантин закончился, снова начали появляться новые бутики, как модные, так и ювелирно-часовые, – задуманные несколько лет назад открытия никто из ритейлеров отменять не собирался, несмотря на временные трудности. На Кузнецком Мосту начал работать флагманский бутик швейцарского бренда Longines. В одном из залов монобрендового магазина общей площадью 95 кв. м находится постоянно действующая экспозиция знаковых архивных моделей Longines из музея компании в Сент-Имье и VIP-зона бутика с библиотекой по 185-летней истории бренда.

В «Крокус Сити Молле» появился поп-ап-бутик Bvlgari, который будет открыт до середины апреля 2021 года. «Эфемерный» магазин римского Дома расположился прямо перед главным входом в молл на площади 56 кв. м и выполнен в стиле Вечного города с концептуальными архитектурными элементами, придуманными все тем же вездесущим Питером Марино. Целый ряд изделий здесь предлагаются на эксклюзивной для России основе, и в том числе в уникальном экземпляре.

Еще летом в ЦУМе, на третьем этаже, расположился новый бутик Fendi с полным ассортиментом женских коллекций. Почти половину магазина занимает обувное пространство с самым большим ассортиментом обуви Fendi в Москве.

В начале сентября на модной карте столицы на первом этаже галерей «Времена года» появился магазин Hermes – он стал третьим по счету бутиком французского Дома в Москве. Спроектированное парижским архитектурным бюро RDAI камерное и комфортное пространство площадью 259 кв. м строится вокруг центральной зоны шелка и парфюмерии с косметикой и состоит из нескольких частей, каждая из которых отведена под отдельную категорию продукции Hermes – женской и мужской одежды, обуви и ювелирных украшений.

Вернулся к поклонникам Dior после кардинальной реновации и бутик Dior в Столешниковом переулке. Его образ навеян новым парижским салоном Дома на rue Saint-Honore 261 – разработкой концепции занимался все тот же фаворит мира роскоши Питер Марино. Войти в бутик теперь можно и со стороны «сада» Dior – с улицы Петровка. Помимо одежды и аксессуаров здесь в отдельном салоне-«будуаре» представлены ювелирно-часовые коллекции Дома, а в другом специальном пространстве – впервые интерьерная Dior Maison в исполнении дизайнера Корделии де Кастеллан. Бутик украшают 15 предметов искусства, одно из которых – масштабное деревянное панно Abstraction, выполненное современным французским мастером резьбы Этьеном Мойа.

Среди прочих открытий – первый российский монобрендовый магазин Calvin Klein в торговом центре «Метрополис», а также поп-ап-магазин «Кашемир и шелк» на Большой Дмитровке, который будет работать до декабря.

Не обошли вниманием ритейлеры и детей. В галереях «Времена года» открылся универмаг Vremena Goda Kids – гигантское пространство с одеждой ведущих брендов – Gucci, Brunello Cucinelli, Burberry, Il Gufo, Kenzo, Chloe, Givenchy, Emporio Armani, Tartine et Chocolat и др. Сейчас доступны 2500 кв. м, а уже в начале 2021 года пространство расширят до 7000 кв. м. Универмаг оформлен в тематике путешествий: в торговые зоны интегрированы зеленые «оазисы»-джунгли.

Так что, к счастью, жизнь продолжается: ритейл приходит в себя, осенние коллекции поступают в магазины, одновременно с этим идут распродажи нераскупленных летних коллекций, эффект отложенного спроса работает. И никакие пандемические волны, похоже, российскому модному бизнесу не страшны.

МНЕНИЕ: Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор, соучредитель Fashion Consulting Group:

«С марта этого года стало возможным выделить несколько «потребительских» периодов, напрямую завязанных на пандемические процессы, отраженные в экономике. Итак, первый период обозначим как Stay Home (конец марта – середина апреля). В период растерянности и шока от вынужденного пребывания дома акценты в гардеробе переместились на одежду, которая соответствует стилю жизни в домашнем «заточении». Кроме того, с целью эпидемической безопасности большинство online-ритейлеров приняли решение о работе в формате бесконтактных продаж, что означало для потребителей необходимость предоплаты и покупки одежды и обуви без примерок. В первый месяц карантина в апреле, например, на маркетплейсе Lamoda наиболее активным спросом пользовались футболки, джемперы и худи, домашняя одежда и белье, спортивная обувь. Постепенно к этому набору стали добавляться элементы офисного гардероба, необходимые для дистанционной работы. Второй период – Zoom Office (cередина апреля – середина мая). Самоизоляция вынудила многие компании перейти на удаленный режим работы. В связи с этим многим людям необходимо было регулярно выходить на видео­связь. И, как следствие, в данный период возникает тренд – Zoom Look. Тут очень наглядны показатели онлайн-продаж на Wildberries: по сравнению с аналогичным периодом в апреле онлайн-продажи блузок подскочили на 88%, рубашек — на 85%, мужских пиджаков — на 64%, женских жакетов — на 69%, костюмов — на 50%, брюк — на 32%. Вырос спрос и на «вневременные» деловые аксессуары, которые часто используют в качестве подарков, — продажи ремней выросли на 65%, портфелей – на 60%, галстуков — на 26%. И, наконец, третий период – выход из Lockdown (cередина мая – начало июля). Долгожданный эффект отложенного спроса сработал, и после открытия магазинов, безусловно, произошел рост продаж. По данным Платформы ОФД, продажи одежды в России в июне 2020 года увеличились после выхода из режима самоизоляции почти в три раза. Аналитики сравнили средний чек и объемы продаж одежды в июне с аналогичным показателем в июне прошлого и в мае этого года. Средний чек покупки составил 2243 руб­лей – на 7% ниже, чем в мае, и на 2% выше, чем в прошлом году. Однако сегодня еще преждевременно говорить о восстановлении уровня продаж, так как, даже несмотря на эффект отложенного спроса, результаты продаж, например, июня текущего года в сравнении с июнем 2019 года ниже в среднем на 15–20%».

Читайте также