Blancpain и его подводные миры

Часы Bathyscaphe снова напомнили о том, как создавалась история знаменитых «дайверов»

Cегодня в это сложно поверить, но когда Марк А. Хайек президент и исполнительный директор Blancpain, вступил в свою должность чуть больше 20 лет назад, то легендарные – не только для самого швейцарского бренда, но и для всей индустрии – часы Fifty Fathoms числились на втором, если не на третьем плане и оставались в тени классических коллекций.

Действительно, с 1992 по 2003 год, в новой истории возрождения бренда после кварцевого кризиса, на мануфактуре создавались лишь модели Villeret и Leman. В то время как с середины 1950-х по 70-е бренд выпускал по большей части свои популярные часы Fifty Fathoms. 

«Когда, придя в Blancpain, я погрузился в историю наших дайверских спортивных часов Fifty Fathoms, то сразу понял: это сильнейшая вещь и потенциальная каноническая модель. Правда, тогда она уже была далека от оригинала и скорее похожа на Rolex, поэтому к полувековому юбилею я предложил возродить исторические часы в их собственной эстетике, и в 2003 году мы тут же продали всю лимитированную серию коллекционерам, отлично знающим былую славу Fifty Fathoms», – рассказывает Хайек. 

Отметили 50-летний юбилей коллекции и ее возрождение концептуально, прямо под водой – Марк А. Хайек, сам страстный дайвер, оправился на остров Пхукет в Таиланде и там совершил в новых часах погружение вместе с Робертом Малубье, одним из заказчиков Fifty Fathoms. Несмотря на то что в 2003 году Малубье исполнилось 83 года, вместе с президентом Blancpain он, некогда боевой пловец, опустился на глубину 60 м. 

С того момента началась новая история Fifty Fathoms: в 2007 году для этих часов наконец был разработан новый собственный мануфактурный механизм – до 70-х годов в знаковой модели стояли калибры, которые для Blancpain делали на крупнейшей во Франции часовой фабрике Lip, а затем на фабрике Anton Schild в швейцарском Гренхене. За последние 13 лет в коллекцию постепенно были внедрены все усложнения, от хронографа до вечного календаря: в Blancpain чувствовали, что клиенты бренда хотят видеть в любимых «дайверах» дополнительные функции. Сегодня Fifty Fathoms – это вторая наряду с классикой Villeret основная коллекция бренда, и ее продажи составляют одну треть от всего оборота Blancpain. 

...А началась история едва не забытой модели в 1953 году, когда на мануфактуре в Виллере были созданы самые первые дайверские часы. Тогдашний президент Blancpain Жан-Жак Фихтер получил заказ на часы для подводных погружений от создателей французского элитного подразделения – боевых пловцов капитана Роберта Малубье и лейтенанта Клода Риффо. Так появились часы-инструмент с впечатляющими по тем временам характеристиками: с обеспечивающим их водонепроницаемость блокируемым безелем на крупном корпусе 41 мм, со шкалой, позволяющей контролировать время погружения и запас воздуха водолаза, и с люминесцентными индикаторами, помогающими читать показания на глубине, в темноте. Фихтер, также опытный дайвер, прекрасно знал, с какими проблемами сталкиваются те, кто погружается под воду, и смог добиться наилучшего на тот момент результата. Кстати, название модель получила от понятия fathoms, морской сажени в английской системе мер, равной 1,8288 м. Помноженная на число «пятьдесят» (fifty — англ.), эта цифра-название соответствовала 91,45 м, в те времена максимально возможной глубине погружения.

Fifty Fathoms определили стандарт для дайверских часов всей индустрии и стали частью экипировки военных водолазов Израиля, Испании, Германии и США, а также активно погружались под воду на запястьях обычных дайверов, поскольку были представлены и в магазинах профессионального оборудования. Символично, что Fifty Fathoms можно видеть на руке знаменитого исследователя океанов и первооткрывателя Жак-Ива Кусто в его документальном фильме 1956 года «В мире безмолвия». 

Теперь же, с момента новой истории Fifty Fathoms, бренд каждый год выпускает новую лимитированную версию часов под девизом «перенести историю в XXI век». Но любая модель теперь служит еще и благому делу спасения мирового океана от загрязнения, а его флоры и фауны – от исчезновения. В 2011 году под эгидой часового бренда был создан благотворительный фонд Blancpain Ocean Commitment: сначала он стал инструментом поддержки экологической программы National Geographic Pristine Seas ученого и дайвера Энрика Салы, а следом, в 2013 году, начал оказывать содействие и исследовательскому проекту Gombessa еще одного француза-энтузиаста – Лорана Баллесты, морского биолога, дайвера-исследователя, подводного фотографа, соавтора книги «Планета море». Все это время команды экспедиций Pristine Seas и Gombessa были первыми, кто брал на вооружение и тестировал каждую новинку Fifty Fathoms под водой. 

Вот и новые часы из коллекции Fifty Fathoms 2020 года «приняли участие» в прошедшей в январе первой миссии, или научной экспедиции, Mokarran Protection Society во Французской Полинезии и опускались под воду на запястьях ее участников. Кстати, одним из членов экспедиции был и Марк А. Хайек, который увлекается дайвингом еще с начала 80-х годов и уже исследовал океан вместе с Салой и Баллестой. На этот раз в качестве волонтера-видео­оператора он наравне с другими принял участие в изучении морского дна и обитателей данного ареала, в частности гигантской акулы-молота, чья популяция в полинезийских водах находится под угрозой исчезновения. 

Об этом глава Blancpain рассказал представителям прессы на видеоконференции в конце сентября – теперь, из-за отмены часовых выставок в этом году и все еще ограниченного передвижения по миру, это единственная возможность «личного» общения. Кстати, Хайек провел этот эфир в модели Fifty Fathoms 2003 – из самой первой лимитированной серии уже XXI века – и рассказал, что именно в этих часах он совершал погружение на Пхукете по случаю 50-летия часов. 

На этом телемосте были представлены и новые часы коллекции. Первая лимитированная 500 экземплярами модель Bathyscaphe Day Date Desert Edition посвящена легендарному погружению в Дьявольскую впадину в подводном озере в Долине Смерти в США. Ее циферблат отличается градиентным песочно-бежевым цветом с узором в виде лучей солнца. Вторая модель Bathyscaphe Chronographe Flyback оформлена в зеленом оттенке от циферблата до безеля с особыми переливами, которые меняются в зависимости от угла освещения, иногда приобретая металлические тона. Эти две модели знаменуют собой еще и появление новых цветов в коллекции Fifty Fathoms, которая до сих пор была выдержана в голубых, синих и черных тонах глубин океана, – теперь бежевый и зеленый олицетворяют природу в различных ее проявлениях, будь то раскаленный песок пустыни или вода с зеленоватым отливом.

И эти модели также будут «работать» на будущие исследовательские экспедиции под эгидой Blancpain Ocean Commitment – 1000 евро от стоимости каждого экземпляра бренд перечисляет на финансирование проектов фонда. К тому же владелец часов получает еще и приглашение стать членом «Круга приверженцев океана»: узнавать подробности всех экспедиций, встречаться с их участниками, первым видеть их впечатляющие фото- и видеоотчеты... 

Благодаря существованию Fifty Fathoms и деятельности Blancpain Ocean Commitment в союзе с Pristine Seas и Gombessа площадь защищенной от вредящей ей человеческой деятельности акватории мирового океана с 2011 года была увеличена в два раза, до 4 229 433 кв. км, что составляет, правда, пока 1,2% от всего мирового океана и 3,7% от мировых морей, но в Blancpain ставят себе следующей целью 10% уже в самом ближайшем будущем.

Читайте также